Полугусеничный ход: забытые решения

В механизации лесозаготовок в России сложилась сложная, можно даже сказать – критическая ситуация.
Повсеместное внедрение импортной лесозаготовительной техники в реальности оказалось очень непростым делом, иллюзии множества лесозаготовителей обернулись многочисленными банкротствами предприятий. Крупные предприятия и даже регионы перебирают брэнды в поисках лесного счастья, хотя, по большому счёту, те отличаются лишь цветом: зелёный, красный, жёлтый. Почему это происходит?
Во-первых, цена за новый форвардер в 15-16 млн. рублей, а за харвестер — 20 млн. рублей является непреодолимым барьером для большинства малых предприятий. Техника б/у – это очень дорогие запчасти, постоянные простои и ремонт.
Во-вторых, для эффективной работы комплекса необходимо приобретать низкорамный трал, так как техника с гидростатической трансмиссией на перегонах выходит из строя. Крупных делянок мало, перевозить технику надо часто.
В-третьих, крайне острой проблемой становится найти и удержать квалифицированных и ответственных операторов, поэтому в России импортная техника может быть буквально убита за один-два года. В Финляндии или Швеции банковская система позволяет взять кредиты семьям, и за рубежом оператор часто является собственником своей машины, а в России — это всегда наёмный работник
со всеми вытекающими последствиями.
В-четвёртых, впечатляют темпы роста цен на импортную технику: комплекс харвестер-форвардер 5-7 лет назад стоил 500-600 тыс. евро, сейчас – 800-900 тыс. евро. Стоимость дизтоплива за эти годы также возросла почти в 2 раза, что привело к убыточности многие когда-то прибыльные предприятия.
Отечественные производители лесозаго-товительной техники также оказались неконкурентоспособны из-за низкого качества и высоких цен на продукцию и потеряли рынок. Например, популярный некогда трактор ТДТ-55 в 2000 году стоил около 15 тыс. долларов, а сейчас его аналог Онежец-320 стоит 4,2 млн. рублей, т. е. около 135 тыс. долларов!
Фактически можно констатировать, что в сфере лесозаготовительной техники для небольших и средних предприятий образовался провал, на рынке нет простой техники с доступной ценой.
Где же выход? Всё новое – это хорошо забытое старое. История развития лесозаготовительной техники говорит о том, что в лес первыми после лошади пошли сельскохозяйственные трактора, которые позднее начали дорабатываться и специализироваться. Примерно с 30-х до примерно 70-х годов для увеличения проходимости этих машин во всех странах широко применялось такое техническое решение, как полугусеничный ход. И в настоящее время множество экономных предпринимателей в скандинавских странах используют такие трактора для вывозки леса! Ведь что такое полугусеничный ход? Стандартный сельскохозяйственный трактор оборудуется дополнительными колёсами и гусеницами, позволяющими увеличить проходимость машины в условиях бездорожья, снежного покрова, заболоченных грунтов.
Если мы говорим о проходимости — гусеничный движитель незаменим.
Компания «Стальинвест» разработала и получила 3 патента на гусеницы для колёсных машин. Сущность патентов — наличие
в пятне контакта материалов группы твёрдых смазок, которые закладываются один раз при изготовлении гусеницы, и по мере эксплуатации они уменьшают износ соединительных звеньев в 3-4 раза.
В 2010 году были изготовлены два комплекта гусениц для испытаний, которые показали эффективность изобретения — за год эксплуатации износ пальцев составил всего 1-2 мм. Изобретеним заинтересовались ряд компаний-лидеров в производстве гусениц, но оно оказалось трудно внедряемо в процесс серийного производства.
В сентябре 2012 года мы разработали и запатентовали гибкую технологию по производству гусениц, позволяющую выпускать гусеницы твёрдостью до 450-500 единиц по Бринеллю и адаптировать их для любых типов шин, — и теперь можем предложить эти решения лесозаготовителям.
Какова применимость этих инновационных разработок?

ЛЕСОЗАГОТОВКА
Оборудование надёжных тракторов Беларус-92П или Беларус-1221 полугусеничным ходом и импортной трелёвочной лебёдкой даёт нам трелёвочный трактор стоимостью от 1,2 до 1,8 млн. рублей, в зависимости от комплектации. Вал отбора мощности позволяет использовать различное технологическое оборудование — процессор, сварочный аппарат, рекультиваторы, прицепы для производства щепы, дровоколы и т. д.  
Те же трактора с импортной трелёвочной телегой 4WD дают форвардер стоимостью от 2 млн. (10 тонн) до 3 млн. (14 тонн) рублей. Вместо одного импортного форвардера можно купить пять! Конечно, их эффективность будет ниже, но пять всё равно вывезут больше древесины.
Трактор Беларус-92П с гусеницами и оборудованный процессором Hypro, стоит 4,5 млн. рублей и позволяет эффективно отделять сучья и производить раскряжёвку деревьев на делянке. Комбинации этих машин дают лесозаготовителю возможность создать гибкую и недорогую технологию для заготовки 2000-3000 кубометров в месяц.  

Примеры технологий, исходя из стоимости нового оборудования:
От 1 до 2 млн. рублей: 
- ручная валка, отделение сучьев, трелёвка в хлыстах и раскряжёвка у дороги;
- трактор для рекультивации лесной поч-
вы, организации противопожарных рвов, снегоуборщик.
От 2 до 3 млн. рублей:
- ручная валка, отделение сучьев, раскряжёвка, трелёвка в сортиментах.
От 3 до 7 млн. рублей:
- ручная валка, раскряжёвка и отделение сучьев процессором на делянке, трелёвка в сортиментах.
От 7 до 13 млн. рублей:
- валка, отделение сучь-ев и раскряжёвка харвестером Hitachi 160 LC с головкой SP 561LF и вывозка в сортиментах. Новый экономичный харвестер с
двумя предложенными форвардерами Беларус с полугусеничным ходом обес-печит объём заготовки и вывозки 4000-6000 кубометров в месяц;
- для крупного леса можем предложить харвестер на базе экскаватора Komatsu PC 200 с головкой SP 861 с клиренсом 500 мм и балансирной подвеской;
- валка валочно-пакетирующей машиной, раскряжёвка и отделение сучьев процессором на делянке, вывозка в сортиментах;
- валка валочно-пакетирующей машиной, трелёвка в хлыстах скиддером, раскряжёвка процессором.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ
Трактор Беларус-92П с гусеницами и плугом – недорогое решение для рекультивации лесных земель, стоимость такой машины будет составлять от 1 до 1,5 млн. рублей в зависимости от комплектации, причём базовый трактор в зимнее время можно использовать для очистки лесных дорог от снега или в других хозяйственных целях.  

КОММУНАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
Коммунальные машины на базе трактора «Беларус» — на сегодня одни из самых востребованных. Оборудование таких тракторов съёмными гусеницами значительно повысит эффективность трактора в сложных условиях. Например, такой трактор, оборудованный гусеницами и V-образным отвалом, быстро очистит лесные дороги после снегопадов.

ВЕЗДЕХОДЫ
Тем, кто увлечён созданием вездеходов для рыбалки и отдыха, лёгкие стальные гусеницы откроют новые возможности для технического творчества. Существующие сегодня вездеходы-пневматики имеют полный привод, большие габариты и плохую маневренность. Лёгкие стальные гусеницы, адаптированные к требуемым вам шинам, открывают новые возможности для самодельщиков. Например, схема — двигатель, КПП, мост с дифференциалом, два ведущих колеса с раздельным торможением и наши стальные гусеницы — позволяет создавать простые лёгкие вездеходы из узлов и деталей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ.

ГУСЕНИЦЫ ДЛЯ ХАРВЕСТЕРОВ И ФОРВАРДЕРОВ 
Мы планируем также изготавливать гусеницы для импортных харвестеров и форвардеров, по цене они будут дешевле импортных аналогов, по качеству — надеемся, они не уступят, так как для изготовления будет использоваться только износостойкая шведская сталь Xardox высочайшей твёрдости.
В новейшей истории лесного машиностроения белорусская компания НПК уже пыталась создать линейку машин на базе тракторов МТЗ, но в целом проект не получил развития. Причина в том, что фактически под брэндом МТЗ были созданы новые машины, доработка которых требовала многих лет. Наш проект с полугусеничным ходом принципиально отличается тем, что мы используем стандартные серийные трактора, прошедшие испытания временем, имеющие широкую сервисную структуру с доступными и недорогими запасными частями. Для тех, кто хочет получить машины высокого качества по приемлемой цене, мы можем дооборудовать полугусеничным ходом любой импортный трактор — JBC, John Deere, Valtra и т. д. – и всё равно он будет дешевле импортного форвардера.
Интересно было бы реализовать программу перевооружения техники в крупном предприятии, у которого существует потребность в нескольких лесозаготовительных комплексах.
Допустим, предприятию необходимо заготовлять 10000-15000 кбм древесины в месяц, это примерно три импортных комплекса с требуемой суммой инвестирования 100 млн. рублей. Четыре экскаватора-харвестера Hitachi 160 LC/SP 561LF обойдутся в 25 млн. рублей, восемь трелёвочных форвардеров Беларус 92П с полугусеничным ходом — 20 млн. рублей, на 2-3 млн. рублей можно создать 100% склад запасных частей для техники на делянке и организовать службу сервиса и ремонта, что кардинально уменьшит время простоев. Вместо 6 операторов для импортных машин, имеющих звёздную болезнь и зарплату 80-90 тыс. рублей, нанять 12-14 операторов со средней зарплатой, их взаимозаменяемость позволит укрепить трудовую дисциплину. В итоге, по нашему представлению, предприятие достигнет нужного объёма заготовки, инвестировав 50 млн. рублей, и будет иметь низкую себестоимость заготовки.
Трактора «Беларус» обладают высокой ликвидностью и попадают в федеральные целевые программы «Кредитование под залог приобретаемой техники и/или оборудования» многих банков, в том числе Россельхозбанка и Сбербанка. Кроме того, при выполнении определённых условий появляется возможность получения субсидий по процентным ставкам.

ООО «Стальинвест»,
г. Петрозаводск,
тел.(8142)70-66-20, 70-34-07,
e-mail: stalinvest2010@mail.ru

Дата публикации: 10 декабря 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(124)
Теги: История




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий