Каргопольскому лесхозу - 65 лет

В нынешнем году исполнилось 65 лет образования лесхозов нашей области. Правда, пять лет назад в соответствии с новым Лесным кодексом лесхозы реформированы в лесничества, но лесоводы области о дате вспомнили. Наиболее заметно юбилейные мероприятия прошли в городе Каргополе 19 октября по поводу 65-летия образования Каргопольского лесхоза. 
Коллектив нынешнего Каргопольского лесничества во главе с его руководителем Надеждой Николаевной Жогаль серьёзно подготовился к торжеству. Была проштудирована «Летопись лесхоза», составленная несколько лет назад и содержащая подробный перечень славных дел и достойных имён каргопольских лесоводов. Состоялось торжественное собрание с приветствиями, поздравлениями и награждениями, был представлен небольшой доклад об истории развития лесного хозяйства на Каргопольщине, совместно с местным музеем подготовлена театрализованная программа и экскурсия по экспозициям музея. В детском центре искусств состоялся небольшой концерт с участием лучшего гармониста России, каргопола Владимира Голованова.
65 лет – немалый срок, и он отмечен многими лесоводственными свершениями на Каргопольщине. С момента образования лесхоза
(с 1947 года) в нём сложился коллектив грамотных лесоводов-профессионалов, в том числе людей, прошедших войну. Был сформирован штат государственной лесной охраны. Её усилиями широкомасштабные лесозаготовительные работы, развернувшиеся в ту пору на территории района, были поставлены в жёсткие рамки лесоводственных правил и лесоустроительных проектировок. Под руководством работников лесничеств на вырубках и гарях стали садить лес. Для этого в лесхозе развивалось лесосеменное дело, закладывались лесные питомники.
За 65-летнюю историю на территории района появились рукотворные леса на площади в десятки тысяч гектаров, для чего выращивалось ежегодно по 1,5-2,0 млн. сеянцев и саженцев сосны и ели. В помощь наземным лесным пожарникам было образовано Каргопольское авиаотделение Северной базы авиационной охраны лесов, и в результате усилия по борьбе с огнём стали намного эффективней. В 1972 году при лесхозе появилась высокомеханизированная лесная мелиоративная станция (Каргопольская ЛММС, впоследствии предприятие «Луч»), которая занялась осушением заболоченных лесов и строительством в них дорог. Было осушено 108 тысяч гектаров лесопокрытых земель, которые
суммарно дали, по самым скромным подсчётам, 3-4 млн. кбм дополнительной древесины. Большим достижением лесхоза стало строительство лесопильного цеха, который долгое время был единственным в районе предприятием такого профиля. На его базе в последующем развилось известное и значимое для района предприятие «Берёзка».
В 1990-2000-х в лесхозе осуществился большой российско-финский проект по устойчивому лесоуправлению, итогом которого стала закладка опытного полигона лесных культур всеми возможными на нашем европейском Севере способами. Сейчас эти опытные посадки радуют глаз и демонстрируют мастерство лесоводов по выращиванию рукотворных лесов.
За прошедшие 65 лет каргопольские леса, несмотря на интенсивную лесоэксплуатацию, сохранили в отличие от многих других территорий благоприятную структуру по породному и возрастному составу. Это достигнуто благодаря самоотверженному труду лесоводов лесхоза: лесничих, лесотехников, специалистов, рядовых лесников, а также грамотному руководству лесохозяйственной деятельностью, которое осуществляли директора и главные лесничие лесхоза. Эту плеяду в последние десятилетия завершали: Рябов Гурий Александрович, Митин Степан Константинович, Писаревский Леонид Семёнович, Морозов Виктор Николаевич, Попов Алексей Анатольевич, сегодня — Жогаль Надежда Николаевна и Стуков Сергей Александрович.
История лесного хозяйства Каргопольского края не исчерпывается 65 годами. До 1947 года каргопольские леса не были беспризорными. С давних пор ими управляла несколько иная по форме, но такая же по содержанию лесная администрация, в составе таких же профессионалов-лесоводов.
А вся история славянского освоения Каргопольского края насчитывает тысячу лет. Пришедших сюда первопоселенцев привлекали в первую очередь лесные богатства: охота на обитателей леса, древесина для строительства и обустройства, лесные «новины» под хлебные нивы. Пользование лесом было вольготным. Но только на первых порах! Потом всё равно объявлялся верховный правитель земель и устанавливал свои порядки.
В давние и средние века Каргополье находилось на рубежах новгородских и великокняжеских владимирских, а позднее московских земель. Понятие «земля» подразумевало все природные богатства: нивы, покосы, воды с рыбными тонями, недра, и леса в том числе. Всем правил князь или его посадник. Наверное, можно было без его разрешения заготовить брёвен на избу, но если крестьянин расчистил пашню, он сразу попадал на заметку княжеским тиунам и получал «тягло» на шею. А при большом строительстве — крепостей, монастырей, храмов — правители озадачивали своих лесных знателей вопросом, где взять брёвна.
Государственный интерес к каргопольским лесам впервые возник при Петре I, когда он повелел заповедать лучшие леса на нужды кораблестроения и для этого отыскать и описать корабельные рощи. Тогда во все лесные уголки государства были отправлены отряды корабельных мастеров и морских офицеров с этим важным поручением.
Леса Каргополья на предмет выделения корабельных рощ в 1742 году были обследованы экспедицией Фердинанда Габриеля Фокеля. Фокель был профессиональным лесным знателем, знакомым с классическим немецким лесоводством и искусством выращивания корабельных деревьев. Он приехал в Россию из Германии по трёх-летнему контракту вместе с тремя такими же немецкими знателями, приглашёнными Адмиралтейств-коллегией по инициативе Петра. После Фокеля в 1762 году каргопольские леса обследовали лейтенант флота Скрывлев с секретарём Мордвиновым, в 1765-1766 годах — корабельные подмастерья Трифонов и Матвеев и ластовых судов мастер Скуваров, а в 1781 году — капитан-лейтенант флота Василий Пусторжанцев с командой. Все выделенные и описанные ими по Каргопольскому уезду корабельные рощи в количестве нескольких десятков были переданы «на смотрение» вальдмейстерской службе Адмиралтейства и включены в Генеральный атлас корабельных лесов, изданный в 1782 году. По сути это первые лесоустроительные работы на территории Каргопольского лесхоза.
В конце XVIII века одновременно с выделением корабельных рощ по всей стране началось генеральное межевание земель. Очевидно, в ту пору в каргопольских лесах появились первые граничные просеки и примерное обобщённое описание лесов.
При правнуке Петра Павле I в 1798 году был учреждён Лесной департамент под командованием адмирала кригс-комиссара Осипа Михайловича Дерибаса (на своей родине он звался Хосе де Рибас), принят Лесной устав с основными положениями о лесопользовании, созданы территориальные органы лесного управления. Каргопольские леса попали в ведение окружного форстмейстера. К сожалению, мы не знаем какого —
то ли Архангельского, то ли Петрозаводского или Олонецкого. Но унтерфорстмейстер с командой лес-
ных стражников, повидимому, в уездном городе Каргополе тогда появился. Это была первая лесная администрация в каргопольских лесах, и было это 214 лет назад.
Трудно сказать, сколько древесных материалов из каргопольских лесов попало на российские верфи, но несомненно, что они были вовлечены в интенсивную лесоэксплуатацию в период развития лесопильной промышленности. Не могли они миновать активной деятельности компании Крузенштерна-Гома, взявшей в большую концессию Онежские казённые заводы. На них в дореволюционный период и в последующие годы стекались огромные объёмы первосортного пиловочника со всего Онежского бассейна, включая каргопольские леса.

Дата публикации: 19 ноября 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №123(18)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий