Было что обсудить

В конце января состоялось заседание коллегии департамента ЛК Архангельской области.

На повестке дня было четыре вопроса:

1. Внесение изменений в состав коллегии.

2. Утверждение плана работы коллегии.

3. О создании объединения работодателей­лесопромышленников Архангельской области.

4. Рассмотрение качественных и количественных критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов и заявок коммерческих организаций на их реализацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в освоении лесов». Обсуждение комиссии по отбору и утверждению заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов.


В коллегии принял участие заместитель главы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами и экологии Александр Давитиашвили, руководители департамента и члены коллегии.


По словам директора департамента ЛК Николая Кротова, прошлый год для департамента был крайне напряжённым, предстояло обеспечить выполнение требований Лесного кодекса, а именно — подготовить к нему нормативные акты, а также обеспечить устойчивое лесопользование в период реформы лесного законодательства.


Основные задачи коллегии, по мнению Николая Степановича, это проведение согласованной политики в лесных отношениях, организация взаимодействия департамента с различными органами исполнительной власти, органами самоуправления, с предприятиями лесного комплекса.

Коллегия является консультативносовещательным органом, её решения носят рекомендательный характер, но в случае необходимости решения коллегии будут реализовываться приказами и распоряжениями департамента ЛК.

Первый вопрос повестки дня был скорее формальным, поэтому начнём со второго.


Руководитель департамента ЛК предложил следующий план работы коллегии на 2008 год. В течение 2008 года должен быть разработан и принят «Лесной план» — это основополагающий для отрасли документ. Состоялся первый тендер на право разработки «Лесного плана», поступило две заявки от потенциальных исполнителей — Вологодского филиала ФГУ «Рослесинфорг» (лесоустроительная экспедиция) и СанктПетербургского института лесного хозяйства, филиалом которого является наш СевНИИЛХ. «Лесной план» должен быть разработан и принят к сентябрю нынешнего года, но основные параметры «Лесного плана» предлагается рассмотреть на заседании коллегии во втором квартале 2008 года.


Ещё несколько пунктов плана работы коллегии — выполнение федерального отраслевого соглашения предприятиями региона, рассмотрение и обсуждение проекта распоряжения департамента ЛК «О неустойках и штрафах за нарушение лесного законодательства». Причём инициаторами разработки этого проекта стали сами лесопромышленники, поскольку если такого распоряжения не будет принято, будет действовать только Кодекс РФ об административных правонарушениях, а в нём очень многие меры воздействия не адекватны совершённому правонарушению.


Проект этого распоряжения готов и в ближайшее время будет направлен всем членам коллегии.

Следующий пункт плана работы коллегии — взаимодействие по контролю и надзору за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.


Два других пункта плана также предложено включить в годовой план — о государст­венной политике в сфере развития и содержания дорожной инфраструктуры, о разработке областной программы строительства лесных дорог и исполнения областной программы строительства дорог общего пользования.


Признано целесообразным рассмотреть на коллегии вопрос о выполнении резолюции научнопрактической конференции «Усыхающие ельники Архангельской области».


Решено включить в план работы коллегии вопросы: «О рекультивации нарушенных земель в лесном фонде», «Об удовлетворении собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, предприятий, граждан в древесине для отопления, возведения строений и иных нужд», «О лесных насаждениях, произрастающих на с/х землях и землях поселений и правах на использование», «О формировании лесных платежей», «О подготовке и переподготовке кадров для лесного хозяйства и лесной промышленности».


Мы приводим план работы коллегии департамента ЛК в том числе и для того, чтобы лесопромышленники региона не были сторонними наблюдателями при подготовке и решении важнейших вопросов деятельности лесной отрасли, а вносили свои предложения, участвовали в обсуждении и решении ключевых проблем ЛПК.


Наша газета неоднократно выступала за создание союза лесопромышленников Архангельской области, полагая, что деятельность такого объединения пойдёт на благо лесной отрасли. У наших соседей —
в Вологодской, Ленинградской областях, в республиках Карелия и Коми давно и успешно работают такие союзы. Неоднократно и к нам в редакцию обращались их руководители с просьбой сообщить номер телефона нашего регионального объединения, нам же приходится отвечать, что такого союза в области нет.


В том, что такого объединения нет, в немалой степени «виновата» местная власть. Если бы руководители районов, областное руководство, департамент ЛК действовали вразрез с интересами лесопромышленников, создавали непреодолимые препятствия их работе, игнорировали интересы регионального лесного бизнеса, тогда, безусловно, это вынудило бы лесопромышленников объединиться, чтобы, как говорилось прежде, единым фронтом и по всем направлениям отстаивать свои интересы на всех уровнях власти. Сейчас, выходит, такой необходимости нет.

Прежде власть не баловала лесопромышленников своим вниманием, и поэтому были созданы и определённое время активно и успешно работали Союз лесопромышленников Архангельской области, ассоциация «Промышленники Поморья», ассоциация малого и среднего бизнеса лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Можно с уверенностью сказать, что к созданию перечисленных союзов и ассоциаций местная власть была непричастна.



В настоящее время деятельность всех трёх объединений прекращена. Что свидетельст­вует о том, что нет конфликта интересов региональных властей и лесного бизнеса, а если конфликта нет, то и создавать вновь союзы и ассоциации пока никто не собирается.


И тем не менее одним из вопросов на коллегии стало рассмотрение предложения о создании объединения лесопромышленников области.


Заместитель директора департамента Юрий Трубин в своём вступительном слове отметил важность и необходимость такого объединения, тем более Трудовой кодекс предусматривает создание подобной структуры для решения социальных вопросов, о заработной плате. Только в рамках социального партнёрства заключается региональное трёхстороннее соглашение по установлению общего для работников организаций минимального уровня гарантий и компенсаций, которое подписывается представителями власти, профсоюзов, работодателей.


Такое соглашение может быть только трёхсторонним. В нашем случае две стороны есть, а вот третьей — работодателя — нет.


Также всем известно, что с 1 сентября 2007 г. вступил в силу закон «О минимальном размере оплаты труда», установивший МРОТ в сумме 2300 рублей.

Кроме того, решением областной трёхсторонней комиссии по урегулированию социально­трудовых отношений ещё в декабре 2006 года департаменту лесного комплекса было предложено рассмотреть предложение о создании объединения работодателей­лесопромышленников.

Обсуждение предложения о создании союза было довольно бурным, однако представители лесного бизнеса, особенно крупного, не выразили горячего желания объединиться в союз, высказывались различные точки зрения, и тем не менее всё же было принято предложение создать инициативную группу, которая разработает проект учредительных документов объединения и представит их лесопромышленникам, которые и решат — объединяться в союз или нет.

И наконец, ключевой вопрос этой коллегии — рассмотрение качественных и количественных критериев оценки инвестиционных проектов и заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», обсуждение состава комиссии по отбору и утвер­ждению заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов.


Почему же за право реализации приоритетных инвестиционных проектов разворачивается нешуточная борьба и на региональном, и на федеральном уровне? Ответ прост: инвестору предоставляются две основные преференции: лесфонд предоставляется без аукциона и с 50%ной скидкой от минимальной ставки. Как видим, потенциальный инвестор приоритетного проекта получает ощутимые преимущества, поэтому вполне оправдано стремление в основном крупного бизнеса получить право реализовать такие проекты.


Федеральным центром установлена минимальная сумма инвестиций для приоритетного инвестиционного проекта —
300 млн. рублей. А вот региональным властям делегированы полномочия на разработку процедуры отбора заявок и процедуру утверждения приоритетных инвестиционных проектов.

В конце декабря 2007 года администрацией области утверждён порядок рассмотрения и утверждения заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории области.

Если на участок лесного фонда претендует один инвестор, то нет особых проблем — главное, чтобы проект соответствовал федеральным и региональным критериям оценки.


Сложности возникают, когда на один участок леса претендуют два или более инвесторов.

Вот здесь и начинается конфликт интересов. Арбитром в споре должен выступать департамент: какому инвестору отдать предпочтение — тому, кто планируется создавать новые производственные мощности, а значит, новые рабочие места, либо инвестору, который уже длительное время работает на территории региона, зарекомендовал себя как добросовестный налогоплательщик и эффективный собственник.


Причём местные лесопромышленники в большинстве случаев планируют не строить новые предприятия, а модернизировать действующие, поскольку действующие ЦБК и ЛДК испытывают острый дефицит сырья, а доступного для лесозаготовок лесфонда в области всё меньше, хотя расчётная лесосека осваивается примерно на 50%.

Хочется заметить, что «рас­чётная лесосека» — довольно условное понятие и не отражает в полной мере возможности для лесозаготовок. Впору вводить новое понятие — «доступная расчётная лесосека», — которое давало бы реальную картину обеспечения предприятий лесными ресурсами.


К тому же модернизация предусматривает внедрение современных технологий, что обычно приводит к сокращению численности работающих, т. е. рабочих мест.


Кому в такой ситуации отдать предпочтение? Если инвестору, который предлагает построить современный завод по производству плит или древесных гранул, — обострится дефицит сырья на действующих предприятиях.

Если предпочтение отдать проектам региональных лесопромышленников, в области не появится новых производственных мощностей по выпуску продукции, в том числе и новых её видов.


Поскольку реализовать инвестиционный проект под силу, как правило, только крупному бизнесу, то не пострадает ли в ходе его реализации малый и средний?


Очень важно определить «точки роста» — в развитии каких производств заинтересована область. К примеру, что делать и как перерабатывать усыхающую древесину, что делать с лиственной древесиной, поскольку лесозаготовители многих районов столкнулись с проблемой её сбыта.


Простых ответов на эти сложные вопросы нет. Обсуждение вариантов их решения и происходило на коллегии
департамента ЛК.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 28 января 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий