Лесосплавной район

Лесосплавной районВерхнетоемский район по традиции самый лесосплавной в области. В социалистические времена, прозванные нынешними реформаторами «временем застоя», районные предприятия поставляли лес сплавом. Сейчас, в эпоху недоразвитого капитализма и расцвета рыночных отношений, предприятия в несколько раз снизили объёмы поставки древесины сплавом. При этом остаётся только удивляться, как и эти объёмы удаётся заготавливать. Район богат лесом, расчётная лесосека 2,2 млн. кбм. Но это условный показатель. А если брать в расчёт леса, доступные для освоения, «расчётка» заметно уменьшится.

В социалистические времена большинство леспромхозов и сплавконтор области были планово-убыточными, основная прибыль формировалась при реализации на экспорт продукции лесопереработки, и за счёт этой прибыли государство покрывало убытки лесозаготовителей и сплавщиков.

Теперь вся прибыль остаётся в руках владельцев предприятий, и компенсировать убытки лесозаготовителей они не спешат. А зачем, если законодательство позволяет предприятиям накапливать долги по зарплате, по налогам – банкротить его раз за разом; на месте банкрота создавать новое предприятие с «копеечным» уставным капиталом. У таких леспромхозов- «однодневок» нет в собственности никакого имущества – вся техника и оборудование взята в аренду у арендатора лесного фонда – предприятия-лесопереработчика. И в случае банкротства даже зарплату лесозаготовителям выплатить нет возможности, поскольку нет конкурсной массы – конкурсному управляющему нечего продать, чтобы заплатить долги.

Такая потребительская политика по отношению к леспромхозам приводит к снижению объёмов производства, людям не выплачивается зарплата, умирают лесные посёлки.

Анализируя состояние дел в лесном комплексе Верхнетоемского района, глава муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Анатолий Иванович Малеев отметил, что по сравнению с прошлым годом объёмы заготовки леса снизились на 15%, вывозки — на 11%, а дров заготовили больше на 12%. Как следствие снизились и объёмы сплава.

В плачевном состоянии ООО «Двинской ЛПХ», впервые за всю историю этим предприятием не сформировано ни одного плота зимней сплотки. Это связано с тем, что владелец ЛПХ – ОАО «Лесозавод-2» сам находится в предбанкротном состоянии и не имеет средств на поддержку деятельности ЛПХ, в том числе и на предоплату за пиловочник. Вот и вынужден был ОАО «Двинской ЛПХ» всю заготовленную и вывезенную древесину продавать местным предприятиям, которые и формировали плоты зимней сплотки.

Ниже своих возможностей сработали и ООО «Тоймалес», ООО «Свага», ООО «Зеленник-лес».

Радует лишь ООО «АвнюгаЛес». Объёмы заготовки выросли здесь на 25%, а объёмы вывозки – на 42%. Такие показатели стали возможными благодаря исключительно продуманной политике учредителя ООО «АвнюгаЛес» – лесного филиала ОАО «Группа Илим» в Архангельской области, поставщика древесины на Котлас-ский ЦБК. Здесь думают не только о прибыли, но и проявляют заботу о людях, живущих на этой территории.

К примеру, деревня Поперечка не имеет никакого отношения ни к ООО «АвнюгаЛес», ни к лесному филиалу ОАО «Группа Илим» в Архангельской области. Связь жителей Поперечки с «Большой землёй» возможна только по УЖД, которая принадлежит поселковой власти, а вот подвижной состав – лесозаготовителям. И перевозка людей от Поперечки до Авнюги приносит лесозаготовителям убытки. Однако, понимая свою социальную ответственность перед местными жителями, лесозаготовители продолжают заниматься перевозкой людей.

Планируют лесозаготовители построить и автомобильную лесовозную дорогу, которая свяжет в том числе Поперечку с Авнюгой. В этом году совместными усилиями районных властей, лесного филиала ОАО «Группа Илим» в Архангельской области и ООО «Двинской ЛПХ» удалось связать зимней дорогой Верхнюю Тойму через п. Комарово Красноборского района с Коряжмой. По словам водителей, даже на «жигулёнке» можно было проехать зимой от Тоймы до Коряжмы. Следующий этап – сделать эту дорогу круглогодового действия. Для ряда лесозаготовителей района – это поистине дорога жизни, ведь благодаря ей в зимнее время возможно отгружать балансы на Котласский ЦБК. Лесовозы приходят прямо в делянки под погрузку, и у местных предпринимателей не болит голова о том, как реализовать свою продукцию.

Ещё один пример сотрудничества бизнеса и власти – ледовая переправа через Северную Двину в Верхней Тойме. Обычно грузоподъёмность переправы не превышала 15 тонн. Лесные предприниматели обратились к районной власти с просьбой содействовать увеличению грузоподъёмность переправы, чтобы по ней могли ходить и гружёные лесовозы. В результате переговоров с дорожниками проблема была решена.

Самая известная проблема верхнетоемцев – переправа через Двину. Долгое время не было структуры, ответственной за переправу. В этом году прокурор района Павел Баскаков обратился с иском в районный суд о признании ответственным за бесплатную и регулярную переправу правительство Архангельской области. Районный суд согласился с доводами прокурора, и теперь осталось дождаться решения областного суда. И если областной суд не отменит решение районного суда и оно вступит в силу, областное правительство будет обязано обеспечить перевозку людей. Каким образом это будет выполняться – покажет время.

Обеспокоен Анатолий Иванович тем, что районные лесные предприниматели так пока и не решили создать районный союз лесопромышленников, который дал бы им возможность отстаивать свои права, решать свои проблемы. Например, в районе проблема с обеспечением дровами. Жители, особенно пожилые, не в состоянии заготовить, напилить и наколоть для себя дров.

Недавно на архангельской выставке «Лес и деревообработка» демонстрировался станок, который кряжует брёвна на чураки и колет их на поленья. Почему бы не купить такой станок в складчину, чтобы обеспечить население колотыми дровами. При этом цена колотых дров будет выше, а значит, прибыль предпринимателей будет больше. Население получит дрова, которые останется только сложить в поленницу. Сейчас люди делают запасы дров на несколько лет, опасаясь, что дрова будут в дефиците. Около домов целые склады дров, что повышает пожарную опасность населённых пунктов.

Это лишь один из возможных вариантов взаимодействия предпринимателей. Поэтому лесопромышленникам стоит задуматься над созданием союза. Бизнес должен быть социально ответственным, а союз — один из тех инструментов, которые помогают власти, бизнесу и населению находить взаимоприемлемые решения.

Районная власть не может, да и не ставит себе такую цель, как увеличение объёмов производства лесопромышленных предпри-ятий. Однако полное освоение расчётной лесосеки, а значит, рациональное использование лесных богатств района – одно из перспективных направлений деятельности властей всех уровней. Причём потребители сырья обязаны своевременно и полном объёме расплачиваться за ценный ресурс. А не искать лазейки в законодательстве  с целью снизить свои расходы на сырьё. Такая «экономия» оставляет без средств существования местное население, а бюджеты всех уровней несут значительные финансовые потери.

Возвращаясь к проблемам района, Анатолий Иванович отметил, что по стране наблюдается тенденция сокращения расчётно-кассовых центров (РКЦ). Глава района считает, что закрывать Верхнетоемское отделение никак нельзя. Во-первых, у Верхнетоем-ского отделения Сбербанка нет хранилища для денег. Это означает, что в период распутицы, когда нет переправы через Северную Двину, невозможно будет ни пенсию, ни зарплату выплатить. А магазинам попросту некуда будет сдавать выручку. В каждой деревне терминал для выдачи денег не поставят. А людям ездить в райцентр, чтобы получить пенсию или зарплату по карточкам, весьма проблематично, а в период распутицы и невозможно. Поэтому уже сейчас надо решать, что необходимо сделать, чтобы правобережье Северной Двины не осталось без наличных денег во время распутицы.

 

От редакции

По большому счёту, многие проблемы районов порождены несовершенством лесного законодательства. Громадные лесные участки передаются в аренду на полувековой срок. Такие арендаторы зачастую и не планируют сами заниматься лесозаготовкой и в полном объёме осваивать расчётную лесосеку. У таких арендаторов нет сил, средств и желания вести на арендованной территории лесное хозяйство, заниматься тушением лесных пожаров. Цель таких арендаторов — получать прибыль от лесных богатств, не прикладывая никаких усилий, передавая свои лесные участки в субаренду или привлекая сторонние предприятия на заготовку леса на условиях подряда.

Немало лесных участков, расположенных вблизи населённых пунктов – в зоне, доступной для освоения, – переданы крупным арендаторам. В результате местные предприниматели лишены доступа к лесфонду и вынуждены на кабальных условиях работать на подряде у таких арендаторов. Причём расторгнуть договор аренды с недобросовестным арендатором лесного фонда крайне сложно.

В результате местные участки выведены из оборота, не приносят дохода в бюджеты, а местное население страдает от безработицы, не решаются социальные проблемы. Прежний лозунг: «Лес — наше богатство» теперь надо читать: «Лес – богатство арендаторов». Неужели для этого и затевались реформы лесного законодательства?

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 14 мая 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(113)


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий