Александр Пластинин: «От государства ждём не денег, а стимулов»

Александр Пластинин: «От государства ждём не денег, а стимулов»В опубликованной недавно статье «О наших экономических задачах» председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин предложил считать «новую индустриализацию» вектором развития отечественной промышленности на ближайшие годы. Мы попросили председателя Совета директоров ОАО «Соломбальский ЦБК», доктора экономических наук, профессора Александра Пластинина прокомментировать – как эту инициативу воспринимают сами лесопромышленники?

- Конечно, самая глобальная проблема промышленных предприятий – это потребность в модернизации. Сегодня государство в лице лидеров страны это признаёт. Теперь надо создать такие условия, чтобы бизнес проникся предлагаемыми идеями. Для этого следует усилить конкуренцию, гарантировать промышленникам льготы и поддержку от государства. Но в то же время эти меры должны сопровождаться политическими реформами и борьбой с коррупцией, так как экономика не может развиваться в условиях стагнации политической жизни. Стоит отметить, что первые шаги в этом направление правительством страны уже предприняты.

- В статье говорится, что финансовая сфера в России «перегрета». Что это значит?

- Приведу в пример кризис 2008 года. У государства были деньги, которые предназначались для поддержки реальной экономики. Все они были направлены в банковский сектор, чтобы через него кредитовать производство. Но вместо этого банки пустили средства на операции с ценными бумагами и покупку валюты. В результате государственные деньги не дошли до предприятий. Однако справедливости ради надо заметить: сегодня у власти есть осознание, что российская финансовая сфера функционирует ненормально и требует более жёсткого конт-роля со стороны государства.

Но всё это субъективные трудности. К объективным же можно отнести тот факт, что российская экономика втянута в мировую и любой кризис влияет и на нас. Например, в Америке сначала возникает кризис ипотечного кредитования. Люди разоряются, теряют работу, жильё, перестают покупать холодильники, телевизоры, компьютеры. Соответственно в Китае падает производство этих товаров. Их не надо упаковывать, а значит, не нужна и целлюлоза. Если учесть, что 90% всей продукции комбината уходит на экспорт – это для нас серьёзный риск.

У любого рынка есть два главных параметра: физические объёмы и цены. И если мы уже успели привыкнуть, что цены на целлюлозу постоянно скачут, то к отсутствию спроса на объём привыкнуть невозможно. В 2008 году кризис был настолько глубокий, что целлюлозу не покупали вообще. Есть завод, есть рабочие, есть лес, целлюлозу произвели, а её никто не брал. Не было оборота. Это просто ужасно!

- На днях Соломбальский ЦБК посетил член Совета Федерации Николай Фёдоров, участвовавший в разработке социально-экономической программы Владимира Путина. Выступая перед коллективом, он уделил большое внимание государственной поддержке промышленнх предприятий. Какие это меры и что они дадут предприятиям холдинга?

- Нам приятно, что государство понимает необходимости большей поддержки производственников в условиях кризиса, но надо найти эти механизмы и инструменты. Никто не говорит о прямой раздаче денег – это было бы глупо. Но ведь существуют косвенные способы поддержать производственников. Например, инвестиционный налоговый кредит: год не платить налоги, при условии, что эти деньги будут вкладываться в производство. В таком случае предприятие у государства ничего не берёт, просто оно ему временно меньше отдаёт. Примерно по тому же принципу действуют и инвестиционные приоритетные проекты. В их рамках на льготных условиях выделяется лесной фонд, снижаются ставки по платежам. Опять же высвободившиеся средства вкладываются в модернизацию предприятия. Это очень мудрое решение, потому что оно в конечном счёте выгодно и государству, и промышленникам.

- Речь шла и о необходимости особой поддержки экспортно ориентированных предприятий, которые насыщают отечественную экономику «зарубежными» деньгами. У промышленников есть конкретные предложения к власти?

- Во-первых, ещё не так давно у нас действовала пошлина на вывоз целлюлозы, составляющая до 10% от её стоимости. Такие сборы душили комбинат, но бизнес-сообществу удалось добиться отмены пошлины. Такая пошлина необходима на вывоз круглого леса, но не на целлюлозу, которая является продуктом глубокой переработки древесины.

Во-вторых, характер нашего производства таков, что нам необходимо создавать межсезонные запасы. Условно говоря, тот, кто печёт пирожки, каждый день тратит один рубль и каждый день получает обратно полтора рубля – стабильные затраты и доходы. Нам же необходимо на протяжении всего зимнего периода заготовлять лес, а весной сплавлять его. Водный транспорт требует создания больших межсезонных запасов древесины. В советское время для этого выдавали кредиты. Сегодня мы их уже не просим. Нам не надо прямых «вливаний» от государства. Пусть оно компенсирует хотя бы часть процентов
по кредиту. Это тем более логично, что многие крупные банки у нас практически государственные.

Таким образом, на данном этапе в условиях продолжающегося кризиса главными направлениями деятельности государства по развитию экономики заявлена поддержка экспортно ориентированных предприятий, нацеленных на глубокую переработку сырья, и их модернизация. Соломбальский ЦБК эти заявленные инициативы искренне одобряет.


Беседовал
Евгений ЕРМОЛОВ.


Дата публикации: 27 февраля 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(108)


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий