«Ниве» – 15 лет!

21 ноября 2011

Поводом для создания нового предприятия может быть либо избыток денег, либо желание развивать новые виды бизнеса.
А вот предприятие «Нива» 15 лет назад появилось от безысходности.
Все мы помним, что в не столь давнем прошлом на многих предприятиях месяцами не выплачивали зарплату. Так было и в Савинском леспромхозе. Устав от безденежья и не видя перспективы у ЛПХ, начальник Савинского лесопункта Савинского ЛПХ Николай Хуторянский с коллегами решили создать своё предприятие и пустились в плавание по бурным волнам бизнеса.
Однако созданное предприятие «Тройка» в скором времени получило финансовую пробоину и затонуло, в смысле – обанкротилось. Неудачный опыт – тоже опыт. Проанализировав ошибки, предприниматели создали новое предприятие «Нива». Начали с малого – приобрели у газовиков старенький автокран – он и теперь стоит на почётном месте на нижнем складе предприятия и готов к работе. Тогда, 15 лет назад, с его помощью производили погрузку леса в вагоны. Одновременно сформировали бригаду для заготовки леса, отремонтировав для этого старенький трелёвочник.
На первый взгляд, с таким стартовым капиталом далеко не уедешь.
По словам Николая Егоровича, с момента основания на предприятии подобрался работоспособный коллектив, именно люди – главный капитал «Нивы».
Любое предприятие не может стоять на месте: оно либо развивается, либо разваливается. «Нива» идёт по первому пути.
Начав, что называется, с нуля, в скором времени «Нива» приобрела железнодорожный тупик на станции Шелекса, где на шпалах ржавели рельсы. Сейчас здесь нижний склад с линией сортировки, тремя кранами ККС-10, погрузчиком, оборудованным гидроманипулятором СФ-65 и кабиной для оператора, что позволяет вести погрузочно-разгрузочные работы в любую погоду.
Как считает Николай Хуторянский, лесные предприятия тоже развиваются по законам диалектики, в нашем случае — «по спирали». На первом витке приобрели и запустили в дело автокран и трелёвочник, на втором – приобрели ж/д тупик, затем оборудовали его техникой. На очередном витке на нижнем складе появился лесопильный цех, следом – сушильные камеры, причём две из них, построенные хозспособом, сконструированы главным инженером «Нивы» В. Е. Хуторянским — братом Н. Е. Хуторянского. Котельные, вырабатывающие тепло для сушильных камер и цехов, работают на отходах лесопиления. Избыток древесных отходов отгружается в котельную п. Североонежск.
В лесу бензопилой много не заготовишь, да и всё меньше желающих бродить с пилой по пояс в снегу или по колено в грязи. Поэтому взяли кредит и приобрели два современных лесозаготовительных комплекса «Понссе», операторами на которых работают жители Плесецкого района.
Только на строительство лесопильного цеха «Нива» получила двухмиллионный кредит от государства, выиграв конкурс на лучший бизнес-проект. На всё остальное брали кредит в банках под весьма высокие проценты; расплачивались по кредитам в срок, несмотря на кризисы, дефолты и прочие финансовые напасти.
Сейчас «Нива» определяет стратегию развития предприятия, осуществляет обновление основных фондов и проведение работ по модернизации оборудования. А все производственные вопросы по заготовке, вывозке, переработке древесины и реализации лесопродукции решает ООО «Лесная нива».
Участвуя в лесных конкурсах и аукционах, «Нива» довела свою расчётную лесосеку до 100 тыс. кбм. Чтобы освоить столь солидный объём, нужны не только харвестеры и форвардеры, но и солидный парк сортиментовозов, поскольку расстояние вывозки у «Лесной нивы» достигает 170 км.
По словам директора «Лесной нивы» Михаила Ткаченко, работа в лесной промышленности следует известной поговорке: чем дальше в лес, тем больше дров. «Дрова» в данном случае — это различные препятствия, возникающие в процессе деятельности лесных предприятий. И со временем таких «дров» меньше не становится. Увесистых сучковатых «дровишек» подкинули лесопромышленникам железнодорожники. Теперь получить вагоны под погрузку лесоматериалов стало острейшей проблемой для ЛПК. Чудесным образом выросли и ж/д тарифы, что негативно сказалось на финансовом состоянии лесных предприятий.
Не позволяет расслабляться и таможня. Прежде предприятие успешно поставляло пиломатериалы на экспорт, но недавно закрыли таможенный пост в Плесецке, и теперь, чтобы отправить вагон с пиломатериалами за рубеж, необходимо сначала оформить документы в Плесецке, затем везти их в Архангельск, где документы проверяют, и если всё в порядке, на документах ставится драгоценная синяя печать таможни. Документы везут обратно в Плесецк. Всё это время — сутки, двое, трое — вагон простаивает. Да и проезд от Плесецка до Архангельска и обратно обходится предприятию в копеечку. Такое «содействие» таможни лесному бизнесу привело к тому, что теперь предприятие поставляет лесопродукцию только на внутренний рынок.
Немало «дров» в организации тушения лесных пожаров, а ещё больше – в порядке возмещения затрат на тушение этих пожаров.
И с каждым днём всё больше «дров», мешающих работе лесопромышленников.
Тем не менее, считает Михаил Ткаченко, предприятие не может и не имеет права останавливаться. Выход один – преодолевать препятствия, преодолевать завалы «дров» и двигаться вперёд.
Как житель Плесецкого района, как депутат областного Собрания депутатов Николай Хуторянский соучаствует в благотворительности. К Николаю Егоровичу обращаются с просьбами помочь в ремонте детсадов, школ, в проведении праздников, ремонте и содержании дорог, мостов и практически всегда находят понимание и поддержку.
Называя потребителей лесопродукции, Николай Хуторянский отметил, что в последние годы, с приходом в руководство Онежского ЛДК С. Т. Игрицкого, предприятие возобновило поставки пиловочника на ЛДК.
Крупным потребителем пиловочника и балансов остаётся «Титан», и для предприятия важно, чтобы поставки сырья не ограничивались квотами.
Пятнадцатилетие «Нивы» — это своеобразный показатель способности коллектива преодолевать любые трудности, решать возникающие проблемы, не останавливаться в развитии.
Нашу редакцию интересовали в основном производственно-экономические показатели предприятия, но Николай Хуторянский постоянно поворачивал разговор в иное русло.
Хотя в уставе любого предприятия записано, что главная цель его деятельности – получение прибыли, это не совсем так. По мнению Николая Егоровича, главное на предприятии – люди. Есть коллектив, есть специалисты, способные решать любые поставленные задачи, – будет и прибыль. И Николай Хуторянский перечислил всех работников, которые трудятся с момента основания «Нивы».
Трудовой коллектив на предприятиях складывается годами. Например, 80% работающих на предприятии – это люди, которые трудятся здесь уже более 5 лет. А 20% – временные работники. И если из вновь принятых 2-3 останутся, то и это замечательно. Те люди, что давно работают на предприятии, хорошо помнят трудные 90-е – ни работы, ни зарплаты. Именно эти люди наглядно видят разницу между перестроечным лихолетным и настоящим временем, видят, чего достигло предприятие за прошедшие 15 лет.
И ветеранов предприятия не страшат временные трудности и проблемы, без которых не обходится ни одно дело. Ветераны верят, что в конце концов все трудности будут преодолены, а проблемы решены. И не такое переживали. После чёрной полосы всегда будет светлая, если не сидеть сложа руки.
Например, Николай Хуторянский дал высокую оценку трудолюбию и мастерству водителей сортиментовозов Анатолия Перфильевича Головина, Владимира Васильевича Поткина, получивших трудовую закалку ещё в Савинском ЛПХ.
Причём ветераны работают не на новых «КАМАЗах», которые недавно закупило предприятие, а на тех машинах, что сняты с перевозки леса с отдалённого лесозаготовительного участка Кеноречье. И на видавших виды «КАМАЗах» ветераны показывают высокую производительность, хотя и работают в одну смену на перевозке леса с ближнего лесозаготовительного участка Савинский.
Не так просто оказалось набрать людей, способных работать на лесозаготовительных комплексах. Одному не хватает знаний, другой из-за горячего характера не может совладать со сложной машиной. Шёл, можно сказать, естественный отбор. Среди местных механизаторов нашли людей, способных управляться с современной техникой. И если прежде вальщик месил грязь в сапогах или утопал по пояс в снегу в валенках с галошами, то теперь оператор ведёт валку леса сидя в комфортабельной кабине харвестера или форвардера. Меняются условия труда, повышается заработная плата, но возросли и требования к операторам.
Один пример. Виктор Палкин несколько лет работал в «Ниве» сучкорубом, выучился на вальщика леса, зарекомендовал себя добросовестным, грамотным работником. Выучился на оператора харвестера и сейчас отлично ра-ботает.
Тракторист Анатолий Петрович Семёнов работал на ТДТ-75 и ни за что не хотел учиться на оператора харвестера: дескать, пусть молодые работают на этой ненашенской технике. Переубедили. Теперь отличный оператор харвестера.
Обучали операторов в Коряжме в учебном центре ОАО «Группа Илим». Недавно взяли лес в аренду в Кеноречье, а в близлежащей деревне Корякино – безработи-ца. И трое деревенских парней — Сергей Владимирович Феденков, Алексей Александрович Колосов, Василий Александрович Колосов выучились и успешно работают операторами комплекса.
Ответственный участок предприятия – погрузка леса на нижнем складе. И здесь ветераны, что называется, на главных ролях. Несмотря на молодой возраст, считается ветераном предприятия начальник нижнего склада Ольга Борисовна Скринник, поскольку работает с открытия нижнего склада.
На нижнем складе немало техники, требующей заботы и ухода, особенно если учесть, что краны ККС-10 далеко не новые и нуждаются в особом к себе отношении по части ремонта и обслуживания.Как тут не сказать добрые слова в адрес Ивана Ивановича Темникова и его бригады слесарей, а также инженера-энергетика нижнего склада Евгения Петровича Чалых.
Далее Николай Егорович перечислил едва ли не всех работников нижнего склада, всех ветеранов, рассказывая об их характерах и талантах, работоспособности. Как и на любом предприятии, есть своя иерархия по специальностям: от неквалифицированного труда до профессий, требующих умения и мастерства. Например, укладчиком пиломатериалов может работать каждый, а вот стропалем, рабочим на погрузке вагонов, крановщиком – далеко не все. И каждому работнику предоставляется возможность для профессионального роста.
Особенно ценит Николай Егорович инициативных людей, которые видят, что надо делать, не ждут указаний сверху.
Со своей стороны, считает Николай Хуторянский, и администрация стремится создать для работающих комфортные условия для труда и отдыха. Так, на нижнем складе все помещения отапливаются, есть душевые, на вахтовом участке Кенорецкое есть возможность попариться в бане. Кстати, здесь, на производственной базе Кенорецкое, кроме лесозаготовок организовано также лесопильное производство. Лес на этом участке попадается довольно крупных диаметров, и лесопильщики отказываются брать такой «крупняк». Поэтому недалеко от деревни Корякино смонтировали лесопильное оборудование для раскроя древесины любых диаметров. Что немаловажно, открытие этого лесопильного цеха позволило трудоустроить ещё десять жителей деревни Корякино.
Несколько крупных промышленных предприятий посёлка Савинский обанкротилось в разгар реформ, много людей лишились работы, стало сложней содержать социальную сферу посёлка. Поэтому Николай Хуторянский как руководитель, как депутат областного Собрания депутатов считает жизненно важным помогать детсадам, школам, учреждениям культуры. Не одной лишь прибылью живо предприятие. Не менее важно создать людям комфортные условия для проживания, отдыха.
Труженики предприятий понимают, что поддержка социальной сферы осуществляется за счёт средств, заработанных всем коллективом. Но ведь эти средства используются в интересах детей, в интересах в том числе и тружеников предприятий.
Может, ещё и потому эти предприятия продолжают успешно развиваться, что заботе о людях здесь уделяется должное внимание.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Архангельск— п.Савинский—Архангельск

Опубликовано в "Лесной Регион" 18 (104)

Другие новости

image
24 сентября 2007
Названы лучшие
Читать >
image
14 мая 2012
Лучшие предприятия
Читать >
image
23 августа 2010
Программы утилизации в тракторостроении
Читать >
image
26 марта 2012
«Леса – море, главное – были бы вагоны»
Читать >