Image

ЭРА НЕДОВЕРИЯ

2 декабря 2024

Как было решено на самом высоком уровне, с 1 января 2025 года вся лесная техника, работающая в России, должна быть оборудована аппаратурой спутниковой навигации, подключённой к «ЭРА-­ГЛОНАСС».

С её помощью будет отслеживаться движение лесных транспортных средств, а данные будут передаваться в Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК), которая создана по поручению Президента Российской Федерации в целях развития и декриминализации лесного комплекса. Власти надеются осуществить тотальный контроль движения всей древесины от лесосеки до склада и объектов лесопереработки, а в случае вывоза из страны – до момента вывоза.

Учёт и контроль – дело хорошее, ещё В. И. Ленин, создатель СССР, считал это основой социализма. Однако в Советском Союзе не предполагалось, что буквально каждый готов преступить закон, в те времена все были заняты своей непосредственной работой, а не отчётами о том, что он ничего не украл. Если же, как пелось в известной песне о милиции, «кто-то кое-­где у нас порой» не хотел жить и работать честно, то с ним разбирались соответствующие органы, к примеру, ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности.

Теперь же наступили такие времена, что не власть должна доказать, что кто-­то занимается хищением леса, а каждый лесозаготовитель обязан потратить немалые деньги, чтобы операторы системы отслеживали через «ЭРА-­ГЛОНАСС» все его действия.

Сколько это стоит? Вопрос сложный, потому как только единовременное оснащение одной единицы техники необходимой аппаратурой и подключение к системе в начале 2024 года обходились лесозаготовителю в сумму от 50 тыс. рублей.

Сейчас, с учётом инфляции и ростом цен, наверняка обойдётся дороже. А к этому надо добавить ещё и регулярные платежи для АО «ГЛОНАСС», там тарифы со временем тоже будут меняться не в сторону снижения. Плюс к этому – расходы на обслуживание аппаратуры и её неизбежную замену, поскольку эксплуатироваться она будет в сложнейших условиях с немалой нагрузкой. Короче, обойдётся это нововведение для предприятий ЛПК дорого.

Крупные игроки лесной отрасли дополнительную нагрузку как-­то выдержат, хотя им тоже приходится несладко, большинству пришлось ещё и создавать дополнительные отделы, которые занимаются только этим вопросом. А что уж говорить про то, каково будет малому и среднему бизнесу?

Вероятно, у многих появится соблазн уйти из леса совсем или же остаться, но в «тени», заняться нелегальной деятельностью. То есть сама идея декриминализации лесной отрасли может быть дискредитирована, проще говоря, результат получится обратный.

Возникает ощущение, что власти тоже не до конца уверены, что навешивание на лесную технику дополнительной аппаратуры, которая будет давать им данные о тех лесозаготовителях, которые и так работают легально – хорошая идея. Да и с выполнением её, похоже, не всё ладно – вызывает вопросы, например, внезапная отставка Павла Рощина, главы Рослесинфорга, той самой структуры, которая непосредственно занята цифровизацией лесной отрасли.

Он руководил важным лесным ведомством с 2020 года, и вряд ли ему позволили бы самостоятельно уйти с этого ответственного поста в октябре 2024 года, буквально накануне включения по всей стране нового проекта «ЭРА-­ГЛОНАСС». Видимо, у его руководителей были веские причины нарушить принцип «коней на переправе не меняют»…

Что делать лесозаготовителям в этой непростой ситуации? Тут всё предельно просто – пока нет новых указаний, выполнять имеющиеся. Тем более что наказания за их нарушения поистине драконовские, за эксплуатацию лесопожарной и лесозаготовительной техники без исправного АСН­терминала с 1 января 2025 года предусмотрена административная ответственность, а конкретно – довольно крупные штрафы:

- для должностных лиц: штраф от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, за повторное нарушение – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой;

- для индивидуальных предпринимателей: штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, за повторное нарушение – от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой;

- для юридических лиц: штраф от 200 тыс. до 400 тыс. рублей, за повторное нарушение – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой.

В качестве утешения можно вспомнить о том, что новое оборудование позволяет осуществлять свой собственный контроль за техникой, что поможет снизить издержки: проще контролировать время доставки и маршрут, которым движется водитель. То есть собственник предприятия сможет бороться с воровством внутри своей компании, труднее будет кое-­кому сбывать «налево» хозяйскую древесину и сливать «сэкономленное» топливо. А что делать – такое сейчас время, нет доверия никому, потому что живём мы по законам рыночной экономики и, как говорил К. Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист (и не только он) ради большой прибыли.

Но в целом жаль, что те немалые средства, которые лесозаготовительные компании могли бы направить на повышение зарплаты своим работникам, улучшение условий труда, строительство лесных дорог и лесовосстановление, тратятся на банальное доказательство честности своего бизнеса…

Опубликовано в "Лесной Регион" 19(352)

Другие новости по теме:

Другие новости

image
27 мая 2024
Рослесхоз и «ГЛОНАСС» подписали соглашение
Читать >
image
18 ноября 2024
Эффективный проект
Читать >
image
16 сентября 2024
Цифровизация отрасли
Читать >
image
7 ноября 2024
Мнение специалиста
Читать >