Страница истории

Некоторое время назад в ВК я получил письмо от Анатолия Русанова. «Разговорились», и оказалось, что мы очень давно знакомы. Больше 20 лет назад мне вместе с Владимиром Иринеевичем Вдовиным, сотрудником отдела лесообеспечения Соломбальского ЦБК, довелось побывать в посёлке Северный Верхнетоемского района, где велась формировка плотов зимней сплотки Соломбальским ЦБК.

Нас, командировочных, поселили в доме семьи Анатолия. И, как напомнил мне Анатолий, я подарил хозяевам сборник очень смешных карикатур и частушек, а хозяева подарили мне банку вкуснейшего варенья. Банку варенья я запомнил.

Поскольку Анатолий был связан с лесной отраслью, у него сохранилось несколько исторических лесных фото, которые он и прислал мне. Одно фото понравилось особенно!

Инициатором формировки плотов зимней сплотки в районе посёлка Северный стал глава МО «Верхнетоемский район» Александр Корниенко. Я обратился к Александру Ивановичу с вопросами, он довольно подробно рассказал об историческом факте из истории ЛПК:

- История первого плота от посёлка Северный началась в 1997 году. В то время обанкротился Выйский леспромхоз. Причин тому было много, и одна из них – запрет молевого сплава. Люди в приречных лесных посёлках в один момент остались без работы. Кто-­то получал копейки по безработице, а кто-то вынужден был покинуть родные места. (Запрет молевого сплава можно назвать большим «успехом» бездарных и безответственных экологов, в том числе и зарубежных. – Прим. автора.)

После банкротства Выйского ЛПХ его имущество было передано на баланс местных властей. Создали в Северном МПЖКХ, которое занималось выработкой электроэнергии на дизельной электростанции и заготовкой дров для населения. Руководителем был назначен Исмайлов Фикрет Дамирович, которому и было дано распоряжение начать заготовку древесины для первого плота.

Так идея Александра Корниенко формировать в Северном плоты начала воплощаться в жизнь. Идея это одно, а вот решиться на такой ответственный шаг – совершенно другое.

Александру Корниенко пришлось провести большую организационную работу: встретился со всеми директорами лесопильных заводов и ЛДК Архангельска, которые горячо поддержали идею формировки плотов в верховьях Пинеги, твёрдо пообещали помочь флотом для буксировки. (Однако когда дело дошло до буксировки, все директора отказались направить флот в Северный. – Прим. автора.)   

Встретится глава района с профессором кафедры водного транспорта АЛТИ Александром Александровичем Митрофановым, который съездил в Северный, выбрал место для плотбища и предложил формировать плот не из пучков, а из плоских сплоточных единиц, которые имеют более низкую осадку, нежели плоты из пучков. А значит, при низких горизонтах воды весной такой плот будет успешно уведён с плотбища.

Нашёл поддержку в департаменте лесного комплекса Архангельской области, в частности у Владимира Вдовина, который через некоторое время перешёл работать в отдел лесообеспечения Соломбальского ЦБК и занимался формировкой плотов зимней сплотки в Северном. Так, преодолевая все трудности, формировка первого плота зимней сплотки в Северном всё же началась.

- Возвратимся к первому плоту от Северного. Надеялся, что лесопильщики помогут флотом для буксировки, но этого не случилось. Плот готов, а теплоходов никто из лесопильщиков не отправил к Северному.

Делать нечего, пришлось выпросить катер Т-­1606 «Кондор» у руководства предприятия «Паленьга» из Верхнетоемского района. Водомёт КС­-100 принадлежал МПЖКХ «Северный».

Важно подчеркнуть, что «Кондор» был оснащён насадкой для гребного винта, это сыграло важнейшую роль в буксировке плота, но об этом чуть позже. Вторым катером для буксировки стал водомёт КС-­100. На отправку первого плота вышло всё население Северного, махали нам руками, кричали и желали успеха.

Понимая высокую ответственность буксировки, я решил самый опасный участок реки пройти вместе с плотом и морально поддержать смелых верхнетоемских судоводителей, которые не имели опыта проводки плотов по Пинеге, а это очень своенравная и опасная для буксировки плотов река. Течение весной  быстрое – 8­-10 км в час. В этом мы вскоре убедились.

На одном из крутых поворотов реки случилась почти катастрофа: плот развернуло течением, и наш головной катер «Кондор» плотом буквально целиком вытолкнуло на берег. Ну, думаем, приплыли. Позор на наши головы. Хотели уже с досады отдавать буксиры с плота, однако речной бог был на нашей стороне, тоже решил поддержать сплав плотов по Пинеге! Плот развернулся и сам за буксиры стащил наш катер с берега в воду, без каких-либо повреждений катера!

Вот тут-­то решающую роль и сыграла насадка на винт. Если бы у катера был открытый винт, катеру потребовался бы основательный ремонт и аварии плота было бы не избежать. После акробатического разворота плота малюсенький КС-­100 оказался в голове плота, а наш катер – в хвосте.

Какое-­то время так и шли, далее на открытом месте и с более тихим течением сумели развернуться. В Карпогорах я сошёл на берег, и дальше плот без приключений доставили на Архангельский ЛДК № 3 (гендиректором был Сергей Иванович Кекишев), за пиловочник ЛДК № 3 расплатился сразу, что было большой помощью для МПЖКХ «Северный».

Первый блин не оказался комом, и мы понимали, что необходимо развитие участка Северного. Большую поддержку оказал Соломбальский ЦБК, который взялся за организацию лесозаготовительного участка в Северном, приобрёл новую технику. Начался новый этап жизни Северного.

В 1999–2000 годах были также сформированы и отправлены плоты из плоских сплоточных единиц. Участвовало в формировке плотов и разработке Правил (технических условий) сплотки таких плотов для буксировки по р. Пинеге на участке Северный–Архангельск ООО «СОМЭКС», в основном Михаил Кемеров. (С ним мы учились в одной группе в АЛТИ. – Прим. автора.)

Далее плоты начали делать из пучков и большего объёма, в том числе и конструкции Виктора Яковлевича Харитонова, профессора АЛТИ. В этих плотах был реализован принцип единого пакета, который заключался в следующем: большой пучок формировался из 4­5 маленьких пучков, на месте выгрузки в Архангельске оставалось снять общую обвязку с большого пучка, и небольшие пучки без размолёвки могли поднимать краны лесопереработчиков.

Появление ещё одного лесозаготовительного предприятия в районе стало общим успехом МО «Верхнетоемский район» и Соломбальского ЦБК.

Закончилось всё не очень здорово. В 2006 году на реках севера случилась большая беда. Весной на реках были очень низкие уровни воды, и плоты зимней сплотки остались почти на всех плотбищах Северной Двины. Не миновала беда и Пинегу, плоты в Северном не удалось снять с плотбищ. Если на Северной Двине плоты были перегружены на баржи, то в Северном плоты увели только в 2007 году. По ряду причин обанкротился и Соломбальский ЦБК. Началась уже совсем другая история.

От редактора.

Александр Корниенко – незаурядная личность, руководил районом в самые тяжёлые перестроечные годы, сделал очень много для района. Впервые был избран на должность главы МО «Верхнетоемский район» в 1996 году; в 2000 году избран на второй срок; в 2004 году избран на третий срок. Все выборы были открытыми и честными. В настоящее время Александр Иванович на пенсии. На посту главы района занимался ключевыми вопросами.

Так, Александр Иванович сделал всё, чтобы в период ледохода и ледостава была связь с Большой землёй: «пробивал» дорогу от Верхней Тоймы через Красноборский район до переправы Котласского ЦБК в Коряжме. Для этого неоднократно встречался с руководством Котласского ЦБК, убеждал поддержать район в периоды транспортной блокады. И такая дорога появилась.

Нет сомнения, что и плотовой сплав по Пинеге получит развитие, и оживут лесные приречные посёлки, начнутся лесозаготовки в отдалённых районах. Просто не пришло время.

Вот так историческая фотография Анатолия Русанова стала поводом открыть одну почти забытую страницу ЛПК Архангельской области, вспомнить добрым словом наших замечательных преподавателей АЛТИ.


Текст Сергея КОНДРАТЬЕВА. Фото Анатолия РУСАНОВА.

 

Врезки:

Строки из трудовой биографии Анатолия Матвеевича Русанова: с 2.07.1997 работал мастером леса в МПЖКХ «Северный», руководил сплоткой. С 22.01.1999 принят в цех лесозаготовок СЦБК, с 13.03.1999 – начальник цеха лесозаготовок СЦБК, с 30.11.2000 – технорук цеха лесозаготовок, с 21.10.2002 – начальник участка Северный цеха лесозаготовок СЦБК, с 12.08.2003 – начальник участка Северный ООО «Мамонихалес».


Митрофанов Александр Александрович

родился в 1941 году. Трудовую деятельность начал рабочим лесосплава в 1959 году. Окончил в 1964 году Архангельский лесотехнический институт по специальности «Лесоинженерное дело». Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук.

Когда я учился в АЛТИ, Александр Александрович был молодым аспирантом, увлечённо занимался наукой, был куратором нашей группы. Был очень добрым и одновременно требовательным. Запомнился тем, что не отпустил меня с практики на мою собственную свадьбу. (Хотя на свадьбу я всё-­таки уехал. – Прим. автора.)


Первый экспериментальный плот:

Тип плота – из плоских сплоточных единиц с оплотником

Габариты плота – 30 х 150 х 0,55 м

Объём – 1400 кбм пиловочника

Сформирован на плотбище «Нижние Лужки» под контролем Олькина В. Я., взят на буксир т/х «Кондор» (ООО «Паленьга») и КС-­100 (МПЖКХ «Северный») 22 мая 1998 года, сдан на ЛДК-­3 (г. Архангельск).

Расстояние от Северного до устья Пинеги 535 км. От устья Пинеги до Архангельска 102 км.

 

Имена отчаянных верхнетоемских судоводителей

Теплоход «Кондор»: капитан Сергей Владимирович Пудышев

2-­й капитан Сергей Витальевич Кокорин

помощники капитанов

Сергей Николаевич Бодякин

Николай Викторович Гавзов

Катер КС­-100: капитан Владимир Ильич Терешко

 

Харитонов Виктор Яковлевич

родился в 1929 году в с. Ильмино Никольского района, Пензенской области. В 1952 году окончил Архангельский ордена Трудового Красного Знамени лесотехнический институт им. В. В. Куйбышева (АЛТИ) по специальности «Лесоинженерное дело». Профессор кафедры водного транспорта леса и гидравлики.

В последний раз мы виделись с Виктором Яковлевичем на лесостоянке Соломбальского ЛДК, где он осматривал состояние плотов, пришедших с Северного, как раз тех, где был реализован принцип единого пакета.

Подписи к фото

Такие плоты отправляли с северного

Михаил Кемеров на плоту в Северном

Аварийная ситуация с одним из плотов с Северного

Красота молевого сплава. Посёлок Красная, 70­-80­-е годы прошлого века



Дата публикации: 14 февраля 2022


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий