Пять минус два

В Архангельске 8 сентября прошло заседание коллегии министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской
области.

Полагаем, что наибольший интерес читателей «Лесного региона» вызовут выступления заместителя начальника управления лесопромышленного комплекса министерства ПР и ЛПК Архангельской области Галины Даниловой.

Выступления касались реализации приоритетных инвестпроектов и итогов деятельности ЛПК в первом полугодии 2011 года, долгосрочной целевой программы «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012 –2020 годы».

 

Приоритетные инвестпроекты

По словам Галины Анатольевны, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 1 полугодии текущего года будет рассмотрена на заседании правительства Архангельской области 27 сентября. Вопрос внесён по распоряжению правительства от 29 марта 2011 года № 142-рп «Об итогах реализации в 2010 году приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Известно, что в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включены пять проектов Архангельской области, общая сумма инвестиций 25 млрд. рублей.

В текущем году один из проектов завершён. Это проект Устьянского ЛПК. Построены лесопильный цех, сушильные камеры, участок обработки сухих пиломатериалов, бетонный завод. В конце 2010 года лесопильное производство введено в эксплуатацию. Объём привлечённых инвестиций – 1 млрд 468 млн. рублей. Завод работает в наладочном режиме, в первом полугодии произведено 32 тыс. кбм пиломатериалов, выход на проектную мощность ожидается в следующем году.

Данный проект обеспечен лесфондом. В 2010 году расчётная лесосека освоена на 27%, в первом полугодии текущего года – на 42%.

Инвестиционный проект Группы «Илим» в городе Коряжме. В рамках проекта построен завод нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы. В кризисные годы реализация проекта была приостановлена, но сегодня темпы инвестирования растут. Возобновлена модернизация БДМ-1 и БДМ-6. Основной объект – это бумагоделательная машина № 7. Работы по строительству БДМ начаты в 2011 году, капитальные вложения в первом полугодии составили 800 млн. рублей. Запуск машины в эксплуатацию планируется в начале 2013 года.

Обеспеченность данного проекта лесфондом – 47%, за 6 месяцев расчётная лесосека освоена
на 41% (2010 год – 87%).

Оживилась реализация инвестиционного проекта УК «Соломбалалес», направленного на модернизацию основных производств ЦБК и ЛДК. По информации инвестора, строится здание древесно-подготовительного цеха ЦБК, построен фундамент, ожидается поставка оборудования. Заключён контракт на поставку технологического оборудования для нового лесопильного производства.

В текущем году начато освоение лесных участков, переданных для реализации данного инвестиционного проекта.

На этих трёх проектах оптимистичные ноты заканчиваются. Остальные два инвестпроекта остановлены.

Проект Архангельского ЦБК «Реконструкция производства картона» стоимостью 5,4 млрд. рублей. Перед заседанием правительства в марте 2011 года от инвестора поступило письмо о приостановке реализации проекта до 2013 года
в связи с отвлечением средств на решение проблем энергообеспечения комбината.

Тем не менее правительством области было принято решение о поддержке инвестпроекта. Предприятие неординарное, «статусное», с перспективой. Исключить Архангельский ЦБК из перечня приоритетных российских проектов – значит навредить репутации ЦБК. Инвестору было рекомендовано сформировать новую концепцию, скорректировать график инвестиционных вложений и финансово-экономические показатели проекта и направить необходимые документы в областное министерство до 1 июня 2011 года.

До настоящего времени Архангельским ЦБК решение правительства не выполнено. В Минпромторг направляются нулевые инвестиционные отчёты по старой редакции проекта, что, естественно, вызывает негативное отношение федерального министерства как к самому инвестору, так и в целом к властям Архангельской области.

По мнению министерства ПР и ЛП Архангельской области, такой подход менеджмента к реализации инвестпроекта Архангельского ЦБК недопустим. Существуют требования нормативных документов, порядок корректировки проектов. Такое впечатление, что на комбинате этим никто не занимается. И на заседании коллегии представитель АЦБК не присут-ствует.

Между тем лесные участки, закреплённые за Архангельским ЦБК, инвестором используются.

И второй проект – ХарвиСеверЛес. Проект частично реализован, построен лесоцех по производству сырых пиломатериалов, но с прошлого года он не работает, персонал уволен. Лесозаготовки не ведутся. В текущем году инвестиций – ноль. Предприятие является должником по налогам, заработной плате, аренде за лес (на 1 сентября 19,3 млн. рублей: в федеральный бюджет 11,6 млн. рублей, в областной бюджет 7,7 млн. рублей, в том числе 3 млн. – долги прошлых лет).

«Мартовским» решением правительства Архангельской области инвестору предписывалось погасить задолженность по аренде до 1 мая, с 1 июня организовать поставки древесины и возобновить работу завода.

На сегодня ситуация не изменилась и даже ухудшилась.

Основной кредитор предприятия – Сбербанк России. С начала года инвестор обещает решить вопрос о вхождении дочерней инвестиционной компании Сбербанка (это Сбербанк Капитал) в уставный капитал Харви Форестер и ХарвиСеверЛес. В первом полугодии проводился аудит предприятия, о результатах которого министерство не проинформировали. По устной информации руководителя Северного отделения Сбербанк Капитала, вопрос будет рассмотрен на Комитете по проблемным активам Сбербанка России.

В июне в связи с предписаниями областной прокуратуры министерство было вынуждено обратиться в Арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды лесного участка, переданного для реализации данного инвестпроекта. Основание – неплатежи за аренду лесов. Их общая сумма на 1 сентября составила 19 млн. рублей. Очередное заседание суда состоится 21 сентября.

8 августа 2011 года в рамках дела о банкротстве на предприятии введено временное наблюдение (до 26 декабря 2011 года).

 

Итоги работы комплекса в первом полугодии 2011 года

Растёт объём заготовки древесины, производство сортиментов, всех основных видов продукции деревообработки и ЦБП. Индекс производства в лесозаготовках составил 100,9%, в деревообработке – 110,2%, в ЦБП – 111,3%. За 8 месяцев данных пока нет, но тенденция роста сохраняется.

На 19% увеличился показатель объёма отгруженных товаров собственного производства; также выше, чем в прошлом году, показатель сальдированного финансового результата. Прибыль сформирована только в ЦБП; в лесозаготовках и деревообработке финансовый результат отрицательный.

В консолидированный бюджет Архангельской области перечислено более 2 млрд. рублей налогов, что превысило уровень прошлого года в 1,6 раза. В 2 раза увеличились налоговые поступления от ЦБК, на 11% – в деревообработке.

Объём платежей за аренду лесов в бюджет области увеличился к прошлому году более чем в полтора раза и достиг докризисного уровня (всего 547 млн. рублей, в областной бюджет 206 млн. рублей).

Численность работающих продолжает снижаться, но растёт среднемесячная заработная плата – в среднем на 18% к прошлому году. Причём в лесозаготовках на 26%, что больше, чем в других отраслях. Эта устойчивая тенденция говорит о техническом перевооружении и росте производительности.

 

Программа развития ЛПК

По словам Галины Даниловой, долгосрочная целевая программа (ДЦП) Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012–2020 годы» разработана в соответствии с поручениями, предусмотренными следующими основными документами:

- протокол заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации от 16 декабря 2010 года;

- перечень поручений первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации В. А. Зубкова по итогам Всероссийского совещания по вопросам осуществления органами исполнительной власти полномочий в области лесных отношений, состоявшегося 21-22 марта 2011 года
в г. Санкт-Петербурге;

- распоряжение правительства Архангельской области от 14 сентября 20010 года № 450-рп «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области»;

- соглашение о взаимодействии между правительством Архангельской области и Федеральным агентством лесного хозяйства от 22 апреля 2011 года.

Основные цели программы:

1) повышение эффективности использования, охраны и воспроизводства лесов Архангельской области.

2) повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Архангельской области.

Главным сдерживающим фактором развития лесного комплекса является критическое состояние лесного хозяйства и лесосырьевого потенциала.

Поэтому основными задачами и мероприятиями программы являются:

- создание лесных дорог для повышения доступности лесного фонда;

- проведение лесоустройства и искусственного лесовосстановления;

- создание и ведение лесного реестра;

- закупка новой техники и оборудования для охраны лесов от пожаров;

- обучение и переподготовка специалистов для выполнения лесоавиационных работ по мониторингу и тушению лесов от пожаров.

Разработанные мероприятия находятся в рамках полномочий Архангельской области в сфере лесных отношений согласно Лесному кодексу РФ и не противоречат бюджетному законодательству.

Разработка программы осуществлялась на основании и с учётом Государственной программы «Развитие лесного хозяйства на 2012-2020 годы», ответственным исполнителем которой является Федеральное агентство лесного хозяйства. Практически все мероприятия областной программы аналогичны основным мероприятиям Государственной программы.

В настоящее время госпрограмма находится в стадии проекта и проходит процедуру согласования в Правительстве Российской Федерации.

Объём финансирования ДЦП Архангельской области в 2012 году из областного бюджета, предварительно доведённый до министерства, составляет 8 млн. 485 тыс. рублей. За счёт этих средств будет осуществляться:

- реализация мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности лесного комплекса;

- лесоустройство в части определения площадей и установление границ лесопарковых и зелёных зон;

- софинансирование приобретения специализированной лесопожарной техники и оборудования.

Необходимо отметить, что объёмы финансирования программных мероприятий по лесному хозяйству из федерального бюджета до утверждения Правительством Российской Федерации государственной программы носят прогнозный характер. Эти мероприятия предусмотрены госпрограммой как дополнительные и находятся за рамками плана бюджетных проектировок федерального бюджета, защищаемых в Рослесхозе. Такие мероприятия как лесоустройство и ведение лесного реестра вообще не финансировались с момента введения в действие нового Лесного кодекса.
Государственной программой на реализацию дополнительных мероприятий на 2012–2014 годы предусмотрено 62 млрд. рублей.   

В случае утверждения Правительством Российской Федерации госпрограммы с финансированием дополнительных мероприятий Архангельская область сможет получить финансирование федерального бюджета на мероприятия, предусмотренные Лесным планом Архангельской области, но не обеспеченные финансовыми средствами.

Финансирование мероприятий за счёт внебюджетных источников   будет осуществляться в рамках соглашений, заключаемых в соответствии с постановлением правительства Архангельской области от 26 апреля 2011 года № 124-пп «Об утверждении Порядка заключения соглашений между правительством Архангельской области и хозяйствующими субъектами в сфере лесных отношений о взаимодействии в реализации отдельных мероприятий социально-экономического характера».

Базовым документом при разработке программы стал Лесной план Архангельской области, утверждённый постановлением главы администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года
№ 199. На основании данного документа были рассчитаны основные целевые показатели и индикаторы программы.

Реализация программных мероприятий будет способствовать росту лесопромышленного производства, что благоприятно скажется на доходной части бюджета Архангельской области.

Наряду с экономическим эффектом реализация программы позволит решить ряд важных социальных задач. Рост промышлен-
ного производства обеспечит сохранение рабочих мест, развитие социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

В очередной раз на заседании коллегии обсуждалось предложение по созданию союза (или ассоциации) лесопромышленников.

Союзы и ассоциации созданы в некоторых районах области и успешно работают, а вот областного союза лесопромышленников в нашем регионе нет уже 6 лет.

Это говорит о том, что лесопромышленники области попросту не желают и не умеют отстаивать свои права. Или у лесопромышленников нашего региона все проблемы решены, всё у них замечательно, поэтому союзу просто нечем будет заниматься?

Во всех лесных регионах страны сами лесопромышленники без подсказки сверху создали союзы, которые успешно работают.

И только в Архангельской области доходило до смешного. На одном заседании ещё департамента ЛПК руководитель департамента уговаривал лесопромышленников, членов коллегии, создать союз. Лесопромышленники подумали и отказались.

И в этот раз на коллегии шла речь о том, что министерство ПР и ЛПК должно координировать создание областного союза (ассоциации) лесопромышленников. Смешнее не придумать. Стоит ли нашим предпринимателям расписываться в собственной беспомощности? Может, есть смысл представителям лесной отрасли всех районов области собраться и без всякой указки сверху создать союз или ассоциацию?

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 19 сентября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий