Урок жаркого лета

Губернатор подверг резкой критике работу всех областных структур, задействованных на тушении лесных пожаров

Прошлогодние лесные пожары, возникшие во многих регионах Российской Федерации и нанёсшие огромный материальный ущерб, казалось бы, должны стать вразумительным уроком для всех властных структур.

Но судя по тому, как лесные пожары полыхали и полыхают в этом году, можно сказать, что из уроков прошлого лета выводов   сделано мало. Уволено несколько чиновников, внесены незначительные изменения в федеральное и региональные законодательства, выделены средства на приобретение регионами лесопожарной техники, но которая так и не поступила к лесопожарному периоду.

Руководить лесным хозяйст-вом страны назначают людей, не имеющих лесохозяйственного образования и, как следствие, не имеющих опыта ни в управлении лесным хозяйством, ни в тушении лесных пожаров.

В этих условиях сложно рассчитывать, что лесное хозяйство начнёт динамично развиваться, что будет создана система, обеспечивающая своевременную ликвидацию лесных пожаров.

В настоящее время всё больше надзирающих, инспектирующих, контролирующих структур. Создаются различные комитеты, комиссии, рабочие группы, призванные бороться с лесными пожарами. Как показала практика, результатов от этой бурной деятельности нет.

Ветераны лесного хозяйства горько шутят: «Проведено наказание невиновных и награждение непричастных».

Вместо кардинальной реформы произошли лишь косметические изменения в организации тушения лесных пожаров.

Заседание правительства Архангельской области 23 августа было на редкость многолюдным, свободных мест не было. Одно плохо – ни одного лесника, парашютиста-пожарного, которые занимались тушением лесных пожаров, в зале не было. Возможно, эти люди смогли бы подсказать, что надо сделать, чтобы лесных пожаров было меньше, а их ликвидация проходила в сжатые сроки.

Ликвидация лесных пожаров — это тяжёлая и опасная работа, которой должны заниматься обученные люди, имеющие специальную технику и оборудование, получающие достойную зарплату за свой труд.

Как обстоят дела в нашем регионе с организацией тушения лесных пожаров, мы услышали на заседании правительства из уст министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса
Архангельской области Юрия Трубина и других высокопоставленных чиновников.

 

ГУ АО «Авиалесоохрана»

В штате сотрудников государственного учреждения «Авиалесоохрана» 151 человек, из них аппарат — 60 человек, инструкторы парашютно-пожарных команд и парашютно-пожарных групп — 23 человека, парашютисты-пожарные — 53, лётчики-наблюдатели — 15 человек. Содержание учреждения осуществляется только из средств бюджета Архангельской области. В 2010 году — 31,1 млн. рублей, в 2011 году — 35,7 млн. рублей, что на 14,8% больше, чем в предыдущем году.

Численность лётного и парашютного состава может обеспечить необходимую пожарную безопасность в лесах только при условии первого, второго, максимум третьего класса пожарной опасности.

В текущем году учреждением заключены государственные контракты с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на охрану лесов от пожаров на сумму 416 млн. рублей. Обеспечено финансированием пока только 139 млн. рублей, в том числе 20 млн. рублей — средства областного бюджета. Дополнительная потребность в финансовых средствах составляет 277 млн. рублей.

Существующее финансирование не позволяет обеспечить достойный уровень заработной платы для своевременной замены выбывающих сотрудников новыми квалифицированными кадрами.

ГУ АО «Авиалесоохрана» способно тушить пожары только при низкой и средней горимости лесов. Поэтому в 2011 году в рамках межрегионального маневрирования в область было привлечено из других субъектов РФ 302 парашютиста-пожарных. Для тушения пожаров дополнительно были задействованы 5 вертолётов с водосливными устройствами и один самолёт Ил-76. Мероприятия по межрегиональному маневрированию безусловно сыграли существенную роль в ликвидации лесных пожаров на территории Архангельской области. Но при этом надо отметить, что отсутствует чёткий механизм взаимодействия при организации маневрирования между Федеральным агентством лесного хозяйства, МЧС России
и органами исполнительной власти   субъектов Российской Федерации.

 

ОАГУ «Архобллес»

Финансирование из областного бюджета на содержание областного автономного государственного учреждения «Архобллес»   не предусмотрено.

На выполнение работ по обеспечению мер пожарной безопасности в наземной зоне учреждению выдано государственное задание. Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определён на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в размере 18,5 млн. рублей,
в том числе:

- мониторинг пожарной опасности с использованием автотранспорта – 1,0 млн. рублей;

- тушение лесных пожаров с использованием наземных служб – 8,1 млн. рублей;

- обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров – 9,4 млн. рублей.

Впервые за последние 5 лет в 2011 году, и то лишь 27 июля, на содержание имущества выдано государственное задание на сумму 15 млн. рублей, что составляет 40% от необходимой потребности (37,3 млн. рублей).

Всего выделено 33,5 млн. рублей, из них 19,3 млн. рублей сред-ства областного бюджета (57,6%).

Согласно отчётности по выполнению государственного задания по тушению лесных пожаров
с использованием наземных служб, работы выполнены на сумму 48,4 млн. рублей, что превышает установленное   государственное задание на 40,3 млн. рублей.

Таким образом, группировка сил и средств ОАГУ «Архобллес» не может обеспечить эффективную охрану лесов от пожаров даже при 1-3 классе пожарной опасности. Здесь необходимо отметить, что благодаря субсидиям из федерального и областного бюджетов, выделенным в 2011 году на приобретение лесопожарной техники для создания семи пожарно-химических станций, улучшится материально-техническая база учреждения. Однако отсутствие финансирования на содержание ПХС остаётся основным сдерживающим фактором нормальной   работы наземной лесопожарной службы.

 

Как выделялись средства на тушение лесных пожаров

Федеральным агентством лесного хозяйства на тушение лесных пожаров и проведение мониторинга пожарной опасности в лесах Архангельской области на 2011 год согласованы средства в размере 89,1 млн. рублей, в том числе в наземной зоне 14,1 млн. рублей.

В связи с чрезвычайной пожарной обстановкой и высоким классом пожарной опасности в лесах Архангельской области для обеспечения мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров   дополнительно были заключены государственные контракты на сумму 317,3 млн. рублей.

Первоначальная заявка на финансирование из нераспределённого резерва субвенций федерального бюджета сформирована 6 июля 2011 года на сумму 157,1 млн. рублей. Рослесхозом выделено 24 млн. рублей.

Вторая заявка сформирована 25 июня 2011 года на сумму 249,6 млн. рублей. Выделено 20 млн. рублей.

Таким образом, из резервных средств Рослесхоза Архангельской области выделено 44,0 млн. рублей.

Из резервного фонда правительства Архангельской области выделено 38,8 млн. рублей.

По состоянию на 10 августа 2011 года Федеральным агентством лесного хозяйства на тушение лесных пожаров и проведение мониторинга пожарной опасности в лесах Архангельской области на 2011 год выделено 133,1 млн. рублей.

Всего министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области заключено государственных контрактов на сумму 466,1 млн. рублей, в том числе обеспеченных финансированием из федерального бюджета – на   133,1 млн. рублей, из областного – на   24,4 млн. рублей.

Фактические затраты на организацию тушения лесных пожаров и проведение мониторинга пожарной опасности в авиационной зоне охраны лесов составляют 251,5 млн. рублей, в том числе с учётом использования сил и средств пожаротушения, привлечённых в порядке межрегионального маневрирования, 54,8 млн. рублей. Ожидаемые дополнительные затраты на организацию тушения лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств пожаротушения составят 40,3 млн. рублей.

Во избежание кредиторской задолженности по затратам на тушение лесных пожаров Архангельской области дополнительно необходимы средства федерального бюджета на 2011 год в размере 317,3 млн. рублей.

 

Что было сделано при подготовке к пожароопасному сезону

15 сентября 2010 года проведено областное совещание, посвящённое итогам пожароопасного сезона и выполнению лесовосстановительных работ в 2010 году.

27 октября 2010 года создана рабочая группа для разработки системы по предупреждению, выявлению и тушению лесных пожаров с участием ГУ МЧС по Архангельской области. Цель группы – организация управления подготовкой к пожароопасному сезону, координация действий органов лесного хозяйства, федеральных и областных противопожарных служб. С ноября 2010 года по май 2011 года состоялось 15 заседаний рабочих групп, в ходе которых были приняты и реализованы важные решения, в том числе по восстановлению радиосвязи в лесничествах Архангельской области и увеличению группировки воздушных судов.

Распоряжением агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области от 28 февраля 2011 года «Об охране лесов от пожаров в 2011 году» утверждён план мероприятий по охране лесов от пожаров в пожароопасном сезоне 2011 года.

30 марта 2011 года решением КЧС Архангельской области утверждён состав оперативной группы на пожароопасный сезон 2011 года.

Распоряжением правительства Архангельской области от 5 апреля 2011 года № 162-рп «Об охране лесов от пожаров и организации мероприятий по их тушению в 2011 году» утверждён план мероприятий по профилактике лесных пожаров и противопожарному обустройству земель лесного фонда на пожароопасный сезон 2011 года. Планом предусмотрены мероприятия, сроки и ответственность за их выполнение исполнительными органами Архангельской области, органами местного самоуправления, ГУ МЧС России по Архангельской области.

6 апреля 2011 года утверждён сводный план тушения лесных пожаров на территории Архангельской области. План согласован с ГУ МЧС России по Архангельской области и Федеральным агентством лесного хозяйства.

19-20 апреля 2011 года проведён учебный семинар «Организация охраны лесов от пожаров и руководство тушением лесных пожаров» для руководителей и специалистов лесничеств, лесхозов-филиалов ОАГУ «Архобллес», ГУ АО «Авиалесоохрана», арендаторов лесных участков.

21 апреля 2011 года в правительстве Архангельской области прошло итоговое совещание, по-свящённое готовности к пожароопасному сезону 2011 года.

Распоряжением агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области от 25 апреля 2011 года организован пункт диспетчерского управления на пожароопасный сезон 2011 года в ГУ АО «Авиалесоохрана».

 

Что сделано летом 2011 года

С наступлением пожароопасного сезона были выполнены мероприятия как планового, так и экстренного характера.

5 мая 2011 года издан приказ агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области «О наступлении пожароопасного сезона».

1 июня 2011 года указом губернатора Архангельской области установлен особый противопожарный режим.

С 9 июля по 10 августа 2011 года для тушения лесных пожаров в рамках межрегионального маневрирования привлечено 1350 человек и 6 единиц воздушных судов. В том числе:

302 человека работников авиапожарных служб из республик Карелия, Тыва, городов Мурманска, Хабаровска, Владивостока, Тюмени, Екатеринбурга, Кызыла, Улан-Удэ, Читы, Барнаула, Омска, Кемерово;

1046 человек личного состава резерва сил Северо-Западного регионального центра МЧС России из Новгородской, Псковской, Мурманской, Ленинградской областей; 4 вертолёта Ми-8, один вертолёт Ми-26, один самолёт Ил-76.

Указом губернатора Архангельской области от 25 июля 2011 года введён режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера. (Опубликован 02.08.2011 года.)

Указом губернатора Архангельской области от 3 августа 2011 года режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера отменён. (Опубликован 09.08.2011 года).

Указом губернатора Архангельской области от 10 августа 2011 года отменён особый противопожарный режим в лесах.

Для ликвидации лесных пожаров вокруг населённых пунктов городов Архангельск и Северодвинск были задействованы силы и средства крупнейших предприя-тий: ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Соломбальский ЦБК», ЗАО «Лесозавод 25», ОАО «Лесозавод № 3», ОАО «Лесозавод 2», ОАО «Соломбальский ЛДК», ЗАО «Архангельский фанерный завод», «Севмаш», «Звёздочка», а также подразделения УВД по Архангельской области – отряд специального назначения «Ратник».

 

Причины возникновения крупных лесных пожаров

В период с мая по август установилась жаркая и сухая погода при дефиците осадков, что способствовало возникновению большого количества лесных пожаров. По данным Архангельской метеослужбы, в течение июля пожароопасность в лесах была высокой (3 и 4 классы горимости), в некоторых районах – чрезвычайно высокой (5 класс горимости). В течение всего летнего периода отмечалась активная грозовая деятельность (в июле до 20 гроз), в том числе и сухие грозы, что ухудшало пожароопасную обстановку в области. Кроме того, в Вилегодском и Плесецком районах с 20 июля зафиксирована почвенная засуха, а с 25 июля – атмосферная засуха. На реках Архангельской области в основном преобладал спад уровня воды. В конце мая установилась летняя межень. Средний уровень воды оказался меньше нормы на 11—150 см.

Реорганизация лесного хозяйства привела к сокращению численности лесной охраны в 8 раз. До 2006 года общая численность работников лесной охраны составляла 3 тыс. чел. В 2011 году численность работников лесхозов-филиалов ОАГУ «Архобллес» составляет 281 чел., ГУ АО «Авиалесоохрана» — 76 чел.

Учитывая отрицательный опыт лесопожарного сезона в 2010 году, Правительство РФ внесло существенные поправки в Лесной кодекс в части организации охраны лесов от пожаров. Одним из важных изменений было установление единого порядка разработки, утверждения и формы планов тушения лесных пожаров как муниципального района, так и сводного плана субъекта РФ. В соответствии со статьёй 53.3 Лесного кодекса указанный порядок и форма плана устанавливаются Правительством РФ. Фактически постановления Правительства РФ были утверждены только в середине мая 2011 года, когда на территории Архангельской области уже был объявлен пожароопасный сезон (5 мая). Таким образом, сводный план тушения лесных пожаров на территории Архангельской области был подготовлен вне порядка и не в соответствии с формой, утверждённой правительственными постановлениями.

В соответствии с перечнем поручений первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Виктора Алексеевича Зубкова по итогам селекторного совещания от 26 ноября 2010 года органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено обеспечить реализацию мероприятий, необходимых для создания пожарно-химических станций, с конечным сроком исполнения 31 марта 2011 года. В свою очередь Рослесхоз должен был разработать проект соглашения о предоставлении в 2011 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на закупку лесопожарной техники и оборудования для указанных ПХС, а также сформировать типовую конкурсную документацию для размещения государственного заказа на данные цели. Срок разработки документов был определён до 25 декабря 2010 года.

Фактически Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на закупку специализированной лесопожарной техники и оборудования утвержде-
ны постановлением Правительст-ва РФ от 5 мая 2011 года, а форма соглашения – приказом Рослесхоза от 6 мая 2011 года. В итоге Архангельская область заключила соглашение только 30 мая 2011 года, что повлияло на сроки реализации мероприятий по созданию в Архангельской области ПХС третьего типа.

 

Основные недостатки подготовки к пожароопасному периоду 2011 года:

- слабый контроль министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области за выполнением договорных обязательств арендаторами лесных участков и по госконтрактам;

- позднее обнаружение лесных пожаров;

-   привлечение в недостаточном объёме сил и средств арендаторов лесных участков;

- при составлении планов тушения лесных пожаров были указаны силы и средства арендаторов лесных участков, не соответствующие фактическому количеству;

- не отработано взаимодействие с органами власти, органами МСУ, вследствие чего несвоевременно вводился режим ЧС на уровне муниципального района;

- длительное согласование договорных отношений с МЧС России. Задержка оплаты на приобретение топлива для воздушных судов;

- отсутствие договора с «Газпром трансгаз УХТА» на оказание услуг по тушению пожаров;

- длительное согласование с Северной железной дорогой выделения пожарных поездов при возникших лесных пожарах в полосе отвода железной дороги;

- работа энергетиков МРСК «Северо-Запад» при пожарах в зоне ЛЭП   только по отключению электроэнергии.

 

Объединить силы пожаротушения

На заседании правительства прозвучало предложение о создании в Архангельской области единого специализированного учреждения по тушению лесных пожаров. Создание такой структуры потребует значительных затрат. Поэтому его финансирование предлагалось осуществлять из двух источников: федерального и областного бюджетов. В последующем учреждение станет региональным центром по выполнению лесопожарных работ в общероссийской системе межрегионального маневрирования с координацией действий Федеральным агентством лесного хозяйства.

Из областного бюджета необходимо направить средства на обучение лётного и парашютно-пожарного персонала, дополнительное оснащение парашютно-пожарной службы, приобретение техники, работу районных авиаотделений.

Последние изменения в Лесной кодекс Российской Федерации дали правовую возможность создания полноценной лесной охраны. Но сегодня без модернизации материально-технической базы, обновления кадров, повышения их квалификации и соответствующего содержания данная служба будет функционировать только «на бумаге». Реально лесные пожары будем продолжать тушить «всем миром».

Неутешительные итоги пожароопасного сезона явились причиной того, что губернатор Илья Михальчук предложил рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей министерства, Архобллеса, Авиалесоохраны.

Гнев губернатора вызвала не только слабая работа этих структур, но безответственность ряда арендаторов лесфонда, оказавшихся не готовыми к пожароопасному сезону. И лесопожарная техника Архобллеса оказалась в целом не готова к борьбе с лесными пожарами, и Авиалесоохрана несвоевременно отчитывалась по затратам на тушение лесных пожаров, что не позволило в полном объёме получить компенсацию затрат из федерального бюджета. Так, расходы на тушение лесных пожаров составили почти полмиллиарда рублей, а расходы, принятые Рослесхозом и подлежащие возмещению из федерального бюджета, составили на момент рассмотрения этого вопроса всего 182,7 млн. рублей.

Подводя итог заседанию правительства, губернатор дал неудовлетворительную оценку деятельности всех областных структур, задействованных на тушении лесных пожаров.

Дословно губернатор сказал: «На ликвидации лесных пожаров все работали слабо, бездарно. Не снимаю ответственности и с себя».

Сергей Кондратьев.

 

От редакции

Создаётся впечатление, что, несмотря на увеличение количества лесных пожаров и пройденной огнём площади, каких-либо кардинальных перемен не происходит.

Сокращены сотни работников лесного хозяйства, способных предупреждать и тушить лесные пожары. Экономия средств? И это в то время, когда лесные пожары наносят многомиллионный ущерб! Где тут логика?

На заседании прозвучало предложение экономить средства, а именно – не готовить лётчиков-наблюдателей, дескать, это дорого. Дешевле воспользоваться услугами космического мониторинга. Одна беда – из космоса видно отнюдь не всё. А при плотной облачности космический мониторинг становится бесполезным.

 Как оказалось, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области даже в критической ситуации не имеет возможности оперативно распоряжаться средствами для обеспечения работ по тушению лесных пожаров.

И самое главное – во главе угла должна быть забота о безопасности людей, которые тушат лесные пожары.

На заседании правительства так и не прозвучало, сколько должно быть и сколько выделено средств на обеспечение лесных пожарных спецодеждой, обувью, надёжной радиосвязью, инструментом. Прошлогодние лесные пожары наглядно показали, что без связи невозможно оперативно и с минимальными затратами тушить лесные пожары. В прошлом году, бывало, для доставки донесения с места пожара направляли двух человек (по правилам ТБ одного человека нельзя отправлять) за десятки километров! Воистину, это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Вот она, оперативность по-российски! Что изменилось в этом году? Была ли надёжная радиосвязь всех пожарных самолётов и вертолётов с лесничествами? Не было!

Как стало известно, зарплата сотрудников полиции будет увеличена в четыре раза! А копеечная зарплата тех, кто тушит лесные пожары, подвергая свою жизнь опасности, остаётся неизменной
в течение многих лет. Ничего не изменилось и в этом году.

Плата за лес на корню поступает в областной бюджет. Миллионы рублей поступают в областной бюджет и от предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой леса. А вот средств из областного бюджета на защиту нашего главного богатства – леса – выделяется крайне мало.

Понятно, что любой предприниматель экономит на чём только можно. И при этом немало предприятий не оформили документы на возмещение своих затрат, понесённых при тушении лесных пожаров в прошлом году. Дело
в том, что оформление этих самых документов настолько забюрокрачено, что предпринимателям легче отказаться от денег, нежели оформить документы в соответствии с рослесхозовскими требованиями.

Так и не добившись возмещения средств за тушение лесных пожаров в прошлом году, арендаторы со скрипом выделяли людей и технику на тушение пожаров в нынешнем году.

Ещё до начала пожароопасного сезона лесничества были обязаны проверить готовность арендаторов лесного фонда к пожароопасному сезону. Но тут возникает препятствие в виде закона ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В этом законе ясно сказано – плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Для проведения внеплановых проверок необходимо согласие прокуратуры.

По большому счёту никаких кардинальных решений по стабилизации пожарной обстановки не принято. Это и показало нынешнее жаркое лето. Пойдёт ли урок впрок – покажет время.

Хорошо, если бы дело не закончилось признанием ошибок и к пожароопасному сезону следующего года все службы подготовились основательно.

 


Дата публикации: 19 сентября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий