Февральская коллегия

Открывая февральскую министерскую коллегию, министр природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрий Трубин предложил начать её с последнего вопроса повестки дня — «Разное». Поэтому сначала внесли изменения в состав коллегии, включив в её состав директора ОАГУ «Архобллес» Попова Алексея Анатольевича (прежде работавшего руководителем Каргопольского лесничества. – Прим. ред.).

Затем приступили к обсуждению первого вопроса повестки дня коллегии «О создании рабочих групп по разработке концепций проектов долгосрочных целевых программ и концепций» и предоставили слово заместителю начальника управления природных ресурсов и экологии министерства ПР и ЛПК Ивану Николаевичу Попову, который сообщил, что в соответствии с областным законом «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области» органы государственной власти обязаны планировать и разрабатывать природоохранные мероприятия в форме долгосрочных целевых программ.

И на основании поручений губернатора Архангельской области Ильи Михальчука министерством ПР и ЛПК принято решение о разработке четырёх долгосрочных целевых программ в Архангельской области на 2012-2014 годы:

1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Безопасное обращение с отходами производства и потребления.

3. Использование и охрана водных объектов.

4. Геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Коллегией было предложено привлечь к разработке программ представителей науки, специалистов ЦБК, экологических организаций.

Затем обсуждался самый, пожалуй, злободневный вопрос не только коллегии, но и всего лесного хозяйства региона — «О реформировании, проблемах и планах работы ОАГУ «Архобллес».

Заместитель руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее в тексте агентство) Александр Цыпин сообщил, что за период с 20 по 24 декабря 2010 года в соответствии с поручением заместителя губернатора Архангельской области по управлению природными ресурсами, агропромышленному комплексу и экологии от 30.11.2010 № 06-31/90 и распоряжением контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 20.12.2010 № 124/01 инспекционной группой была проведена проверка финансово-экономической деятельности областного автономного государственного учреждения «Архангельское лесохозяйственное объединение» за 2010 год с целью определения правомерности, эффективности и экономичности использования средств целевого характера.

Анализ основных показателей деятельности учреждения за январь-ноябрь 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года показал их снижение по заготовке древесины на 287,2 тыс. кбм, или на 50,5%, по реализации древесины — на 270,0 тыс. кбм, или на 50,8%, по производству круглых лесоматериалов — на 12,2 тыс. кбм, или на 15,5%, по производству дров топливных — на 4,0 тыс. кбм, или на 22,8%; увеличение по вывозке древесины собственными силами на 28,4 тыс. кбм, или на 53,1%, и по производству пиломатериалов — на 0,5 тыс. кбм, или на 22,8%.

В 2010 году было заключено 28 государственных контрактов и договоров по основным видам деятельности на общую сумму 29038,6 тыс. руб. Фактическое исполнение контрактов на момент проведения проверки составило в сумме 18239,3 тыс. руб., или 64,3%. По сравнению с 2009 годом общая сумма заключённых контрактов уменьшилась на 26547,5 тыс. руб., фактическое исполнение контрактов уменьшилась на 25757,3 тыс. руб., или на 58,5%.

В 2010 году не исполнены государственные контракты №№ 15-39 от 5 апреля 2010 года на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на лесных участках, не переданных в аренду. Общая сумма заключённых контрактов составила 19168,6 тыс. руб., фактическое исполнение 9184,98 тыс. руб., или 47,9%. Согласно пункту 3.3 заключённых контрактов исполнителем в срок до 23 декабря 2010 года необходимо было представить заказчику акты сдачи-приёмки выполненных работ и счета-фактуры.

В разрезе филиалов не приступал к исполнению государственного контракта Архангельский лесхоз на территории Емецкого лесничества. Наиболее низкое исполнение государственных контрактов Приозерным лесхозом-филиалом на территории Пуксоозерского, Плесецкого, Обозерского и Приозерного лесничеств.

Одной из основных причин неисполнения государственных контрактов 2010 года явилось невозможность выполнения работ учреждения ввиду сокращения его численности.

Проведение лесного аукциона 30 марта 2010 и заключение госконтрактов 5 апреля 2010 года привело к потере заготовительного сезона 2009-2010 гг.

В 2010 году между филиалами учреждения и обществом с ограниченной ответственностью «ИлимСеверЛес» было заключено 13 контрактов на проведение отводов, лесокультурных, лесохозяйст-венных, противопожарных работ на общую сумму 15327,4 тыс. руб.

В 2010 году между учреждением и обществами с ограниченной ответственностью, крестьянскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями заключён 201 договор подряда на проведение рубок, купли-продажи древесины на общую сумму 69632,8 тыс. руб. с объёмом выполненных работ 250,9 тыс. кбм.

При анализе финансово-экономических показателей деятельности было выявлено нарушение п. 3 Порядка поступления средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в ОАГУ «Архангельское лесохозяйственное объединение», смета доходов и расходов на ревизуемый период (2010 год) не составлялась и не представлена проверке.

В ревизуемом периоде доходы и расходы учреждения отражались на отдельных регистрах. Учёт доходов вёлся по каждому виду поступления: доходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные доходы; доходы, не подлежащие обложению налогом на прибыль.

Общая сумма доходов за 9 месяцев 2010 года составила 153717,2 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года общие доходы снизились на 27,4%, или на 57984,8 тыс. руб.

Общая сумма расходов за 9 месяцев 2010 года составила 208915,7 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года расходы снизились на 20,6%, или на 5417,1 тыс. руб.

В связи с невыполнением учреждением обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, налоговыми органами в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ учреждению выставлялись требования об уплате пеней, штрафов, а также неустойки по договорам. Это привело к неэффективному расходованию денежных средств в размере 1738,8 тыс. руб.

Анализ финансовых показателей деятельности учреждения за 9 месяцев 2009 и 2010 годов показал, что доходы учреждения в 2010 году снизились на 27,4%.

Осуществление учёта средств, находящихся в расчётах. Дебиторская задолженность по учреждению на 30.09.2010 составила 139345,5 тыс. руб., а кредиторская — 149054,9 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2010 дебиторская задолженность превысила кредиторскую в 1,1 раза, на 30.09.2010 кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,1 раза.

Руководитель агентства Анд-рей Костин отметил, что ОАГУ «Архобллес» находится в крайне сложном финансовом положении. Министерством и агентством принято решение помочь ОАГУ «Архобллес» выбраться из той финансовой ямы, в которой оно оказалось, поскольку в регионе нет организации, предприятия, способных выполнить госконтракты по ведению лесного хозяйства на территории Архангельской области. А в составе ОАГУ «Архобллес» есть опытные специалисты лесного хозяйства, специальная лесохозяйственная техника, есть лесные питомники, способные выращивать посадочный материал (саженцы, сеянцы), без которого невозможны лесовосстановительные работы.

Кроме того, прошедшее лето показало, что в нашем регионе не очень благополучно с охраной лесов от пожаров, тушением лесных пожаров. И тушить лесные пожары в наземной зоне, в лесах, не переданных в аренду, просто некому, кроме ОАГУ «Архобллес». Как известно, в конце 2010 года были внесены изменения в Лесной кодекс, согласно которым в субъектах РФ должны быть созданы специализированные бюджетные автономные учреждения для тушения лесных пожаров в наземной зоне. Одно из преимуществ таких учреждений в том, что при проведении работ по охране лесов от пожаров они имеют право напрямую заключать договоры с предприятиями, не руководствуясь требованиями печально известного ФЗ № 94 от 21 июля 2005 года, который сковывал оперативность при тушении лесных пожаров. Пример — лето прошлого года.

До настоящего времени все работы по выполнению госконтрактов для ОАГУ «Архобллес» были убыточны. Это одна из основных причин критического финансового состояния ОАГУ «Архобллес». В ходе переговоров с руководителем Рослесхоза Виктором Масляковым достигнута договорённость о выделении Архангельской области дополнительно 38 млн. руб. на проведение лесохозяйственных работ по госконтрактам, что позволит сделать их прибыльными. Это первый шаг к оздоровлению финансового состояния «Архобллеса».

Однако эффект от дополнительного финансирования будет ощутим для ОАГУ «Архобллес» лишь к концу нынешнего года.

В настоящий момент финансовое состояние ОАГУ «Архобллес» крайне тяжёлое, и именно сейчас требуется срочная финансовая поддержка для подготовки к пожароопасному сезону, до которого остались считанные месяцы.

Выход один: ОАГУ «Архобллес» участвовать в аукционе, получить лес в аренду по доступной цене, освоить его и, получив доход, залатать свои финансовые прорехи.

Вот и новый директор «Арх-обллеса» Алексей Попов в своём коротком выступлении поделился планами работы и сказал, что на первом этапе ОАГУ «Архобллес» требуется взять в аренду не менее 100 тыс. кбм леса, чтобы начать подготовку к пожароопасному периоду и заключение госконтрактов.

Депутат областного Собрания депутатов Николай Хуторянский в своём выступлении усомнился, что, получив леса в аренду с расчёткой в 100 тыс. кбм, «Архобллес» закроет все финансовые прорехи, даже если на каждом кубометре леса, переданного в субаренду, будет иметь прибыль в 200 рублей.

Депутат областного Собрания депутатов Сергей Мышковский поинтересовался, сможет ли это учреждение работать рентабельно, если будут погашены все его долги в 40 млн. руб.? Не представлены коллегии расчёты — насколько рентабельно будет выполнение госконтрактов на ведение лесного хозяйства по новым расценкам, повышенным в 2-3 раза.

Необходимо разработать чёткий и понятный алгоритм действий по спасению ОАГУ «Архобллес», его работы в ближайшей перспективе.

Алексей Попов согласился с этим предложением и пообещал, что к следующей коллегии все расчёты будут представлены.

Как собственник лесов федеральный центр в прошлые годы устанавливал запредельно низкие расценки на проведение лесохозяйственных работ, что и повлекло за собой резкое увеличение убытков ОАГУ «Архобллес», сокращение численности работающих.

Тем самым федеральные власти поставили региональные власти перед выбором: просто наблюдать за тем, как разваливается «Архобллес», либо принять решительные меры к его спасению.

Судя по всему, региональная власть выбрала второй вариант, а именно найти лесфонд для ОАГУ «Архобллес».

В зоне местного потребления из года в год не осваивается около 1 млн. кбм, и предлагается использовать этот лесфонд более эффективно.

По словам Сергея Мышковского, при таком развитии событий могут пострадать районы области, и вот почему. Сейчас районные власти имеют возможность при освоении лесфонда в зоне местного потребления договариваться с предпринимателями, ведущими освоение лесфонда, об участии их в социальных программах, ремонте школ, детских садов, больниц, доставке дров населению, ремонте котельных и т. д. Если же муниципальные образования области лишатся такой помощи, это может привести к непредсказуемым последствиям.

Поэтому Сергей Александрович считает, что при спасении ОАГУ «Архобллес» важно не нанести ущерба муниципальным образованиям. При передаче в аренду лесов ОАГУ «Архобллес» пострадают и лесозаготовительные предприятия, которые будут вынуждены брать в субаренду лес у ОАГУ «Архобллес» с наценкой. На размер этой наценки уменьшится доход лесозаготовителей, а значит, и налоговые отчисления в областной и районный бюджеты — именно они вместе с лесозаготовительными предприятиями области, ведущими заготовку леса в зоне местного потребления, в какой-то мере и оплатят спасение ОАГУ «Архобллес».

Таким образом, владелец лесов — федеральный центр — не мудрствуя лукаво переложил на региональные бюджеты и лесопользователей расходы на сохранение своего имущества (леса).

По предложению Сергея Мышковского на коллегии обсуждалось внесение изменений в лесные декларации. Заготовка леса во многом зависит от прогнозов погоды, и никто не может гарантировать, какая погода будет стоять в течение года. Так и лесозаготовитель не может спланировать свою работу на год вперёд, поэтому в течение года в декларацию необходимо вносить изменения.

И не только погода влияет на работу лесопользователей. Грянул мировой финансовый кризис, упал спрос на древесину – к чему работать себе в убыток, проще внести изменения в лесную декларацию и подождать, когда спрос на лес возобновится.

С одной стороны, в лесном законодательстве прописано, что лесная декларация подаётся сроком на один год. С другой стороны, нет запрета на продление срока действия лесной декларации в связи с климатическими условиями. Оттепель может сорвать заготовку и вывозку леса, летом проливные дожди могут буквально парализовать вывозку. В прошлом году возник дефицит топлива, и это повлекло остановку заготовки и вывозки леса.

Так что лесозаготовители просят продлить срок действия лесных деклараций не по своей прихоти – это вынужденная мера. Поэтому, считает Сергей Мышковский, исполнительная власть должна учитывать интересы лесозаготовителей и оперативно решить проблему продления срока действия лесных деклараций.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 21 февраля 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий