Как разделить «лесной пирог»?

Министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрий Трубин в своём выступлении на совещании отметил, что новая модель доступа к лесфонду сформирована Лесным кодексом в 2007 году.

Главный лесной документ для области – Лесной план, который кроме всего прочего предусмотрел зонирование лесного фонда: зона, предусмотренная для передачи лесов в аренду; зона местного по-требления; зона развития малого бизнеса.

Потребности муниципальных образований в лесфонде растут незначительно, а вот потребность в лесфонде под занятость населения резко возросла. И причина в том, что подавляющая часть аукционов под занятость населения проходит с одним участником, а значит, претендент выигрывает аукцион по низкой стартовой цене.

Получается, что выигравший аукцион арендатор платит за лес гораздо более высокую цену, нежели тот, кто выиграл аукцион по краткосрочному пользованию.

Более того, арендатор обязан вести на арендованной территории лесное хозяйство, тушить лесные пожары, а победитель аукциона по краткосрочному пользованию таких   затрат   не   несёт.

Таким образом, собственнику лесов – государству – гораздо выгоднее арендные отношения с лесопользователями.

Как и полномочия по ведению лесного хозяйства, переданы региону основные источники финансирования – субвенции из федерального бюджета и поступления из областного бюджета.

Субвенции из федерального бюджета с каждым годом снижаются. Что касается областного бюджета, то на 2010 год бюджетом предусмотрено 31 млн. руб. на финансирование Северной базы авиационной охраны лесов, от 10 млн. руб. на тушение лесных пожаров из резервного фонда губернатора Архангельской области.

Лесной доход областного бюджета — около 360 млн. руб. Таким образом, в «лес» из этой суммы возвращается лишь около 10% лесного дохода. Иные субъекты РФ выделяют на лесное хозяйство от 50 до 100% лесного дохода.

Снижение субвенций из федерального бюджета на лесное хозяйство — своеобразный сигнал региональной власти развивать именно арендные отношения с лесопользователями.

Недостаток финансирования лесного хозяйства из областного и федерального бюджета привёл к тому, что Архобллес – един-ственное в области предприятие, способное оперативно тушить лесные пожары, вести лесное хозяйство в не переданных в аренду лесах – оказалось в катастрофическом финансовом положении. И единственный способ сохранить Архобллес – найти возможность обеспечить его в достаточном объёме лесфондом для заготовки леса, чтобы предприятие имело возможность расплатиться со своими долгами по зарплате, аренде, налогам и арендным платежам. Нынешним летом Архобллес понёс громадные затраты на тушение лесных пожаров, и эта задолженность лесникам пока не закрыта.

Это ещё раз подчёркивает, что следует развивать арендные отношения. Известно, что основными источниками наполнения областного бюджета являются налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, и здесь солидный вклад вносит ЛПК.

Вклад по подотраслям за 9 месяцев этого года по налогу на прибыль таков: лесозаготовки — убыток 38 млн. руб., обработка древесины – прибыль 360 млн. руб., ЦБП — прибыль 5316 млн. руб.

Почти аналогичная картина с НДФЛ и налогом на имущество – ЦБП по всем трём показателям
в лидерах. Отсюда и заинтересованность государства в обеспечении стабильной работы ЦБП.

Основной плательщик в областной бюджет — ЛПК, и он вправе рассчитывать на более солидную поддержку. А с точки зрения районной власти гораздо эффективней работает малый и средний бизнес, который вкладывает в развитие посёлков, содержит дороги, активно участвует в социальных программах.

Крупный бизнес, за редким исключением, мало заинтересован в сотрудничестве с районной властью, поселениями, и эту ситуацию необходимо переломить. Крупный бизнес не должен быть глух к проблемам территории, где ведёт заготовку леса.

Есть в области положительный опыт, достойный широкого распространения: ОАО «Группа Илим», заключив соглашение о социально-экономическом парт-нёрстве с администрацией Архангельской области и с каждым районом, где предприятия группы «Илим» ведут заготовку леса, пропорционально объёмам заготовки в районах через свой фонд «Гарант» производит финансирование социальных программ, социальных объектов.

Со временем все крупные игроки на лесном рынке должны будут разработать схему взаимодействия с региональными и мест-ными властями, если они относят себя к социально ответственному бизнесу.

Взаимоотношения малого и среднего бизнеса с муниципальными образованиями носят пока договорный характер. Как устно договорился предприниматель с главой района – такую помощь и оказывает муниципальному образованию. И здесь необходимо переходить на подписание договоров о социальном партнёрстве с районной властью всеми предпринимателями, работающими на территории района. Эффективное лесопользование и социальная ответственность должны стать правилом для лесных предпринимателей.

Виноградовские предприниматели на совещании не отсиживались, а высказали своё мнение о накопившихся проблемах.

Так, предприниматель Николай Попов посетовал, что в своё время заключил договор аренды с «расчёткой» 27 тыс. кбм, но потом вступил в силу Лесной кодекс, утвердили лесохозяйственные регламенты, и «расчётка» стала 12 тыс. кбм. О том, чтобы ему возместили выпавшую «расчётку», даже речи не идёт.

Доступ к лесфонду, тем более к аренде, перекрыт крупным бизнесом. Тот же крупный бизнес запросто может требовать деньги за перевозку леса по лесной дороге, которую этот самый крупный бизнес не строил. Крупный бизнес жалуется на нехватку сырья, при этом делает всё, чтобы сырьё не заготавливалось – устанавливает запредельно низкие цены на балансы, берёт в аренду лесные участки, которые примыкают к сырьевой базе малого и среднего бизнеса.

И это при том, что собственную расчётную лесосеку крупный бизнес осваивает едва ли наполовину. Зачем вновь допускать к аукциону, если не в состоянии освоить имеющуюся расчётку?

В районе работает крупный и уважаемый всеми лесной холдинг, а Николаю Попову предложили построить в п. Сельменьга (базовый посёлок Борецкого ЛПХ, входящего в холдинг «Соломбалалес») пожарное депо.

По словам Николая Василь-евича, немало странностей происходит при тушении лесных пожаров. В этом году потушили своими силами пожар на площади 14 га — и получили штраф в 2 тыс. руб., — за то, что не было мегафона (громкоговорителя). А вот когда предприниматель попытался получить компенсацию затрат за тушение лесного пожара, это оказалось непросто.

Ещё одна проблема – по району прошёл ураган, ветровал лежит уже полтора года, гниёт, скоро древесина превратится в дрова, а решение об освоении ветровала до   сих   пор   не   принято.

Характерно, что на одном крупном лесном мероприятии в Сыктывкаре малый бизнес пренебрежительно назвали «мелюзгой».

По мнению виноградовских предпринимателей, эффективность использования лесов должна в первую очередь определяться тем, что же имеет местное население от лесных богатств территории, на которой проживает, какие преференции имеют предприниматели, работающие на территории и в её интересах.

Проблемы, поднятые на совещании в Виноградовском районе, актуальны и для других районов области. Важно, чтобы власть услышала предпринимателей.

Однако предприниматели области, похоже, не хотят действовать сообща, согласованно, отстаивать свои права. В Архангельской области нет (до сих пор!) своего Союза лесопромышленников, который мог бы чётко формулировать позицию лесного бизнеса, вступать в диалог с властью, отстаивать права лесопромышленников, а одинокий голос — глас вопиющего в пустыне — вряд ли будет услышан властями.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Архангельск-Двинской Березник-Архангельск.


Дата публикации: 6 декабря 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий