Юрий Трубин — о министерстве

В Архангельской области почти полгода работает Министерст-во природных ресурсов и лесопромышленного комплекса. Наш корреспондент встретился с министром Юрием Трубиным, чтобы выяснить, каковы цели и задачи этой управленческой структуры, возможности её влияния на состояние лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса региона и насколько успешно реализуются приоритетные инвестпроекты.

По словам Юрия Трубина, министерство – структура в области новая, свою деятельность начало 1 марта 2010 года. Одной из задач министерства является поддержка ЛПК, которую условно можно поделить на несколько направлений.

Первое направление — через Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области, подведомственное министерству — предоставление лесных участков. Лесфонд должны получать компании, которые успешно развиваются, реализуют инвестпроекты, а также малый и средний бизнес, у которых продукция не кругляк, а пиломатериалы, столярные изделия, иная продукция с высокой добавленной стоимостью. Арендаторы лесного фонда обязаны выполнять все обязательства, указанные в договорах аренды. В настоящее время назрела и необходимость перераспределения лесных ресурсов, это связано с тем, что в области немало арендаторов, игнорирующих обязательства по договорам аренды. Транспортно доступный лесфонд практически весь в руках арендаторов, поэтому с неэффективными, недобросовестными арендаторами договоры аренды будут расторгаться.

Составлен так называемый «список 52-х», который утверждён губернатором. В списке 52 арендатора, с которых будет взыскана задолженность по арендной плате и приняты меры для расторжения договоров аренды лесных участков.

Освободившиеся участки, вне всякого сомнения, будут востребованы успешными, эффективными компаниями, в том числе и реализующими инвестпроекты; это и малый и средний бизнес, развитие которого тормозится недостатком лесных ресурсов.

Такая работа ведётся планомерно, продуманно и с учётом мнения муниципальных образований, успешная деятельность в немалой степени зависит от того, как ведут свой бизнес арендаторы лесфонда, какое внимание уделяют решению социальных проблем муниципальных образований.

Второе направление – предоставление предприятиям ЛПК, дорожникам общедоступных полезных ископаемых (песок, гравий, песчано-гравийная смесь) для строительства лесных дорог, дорог общего пользования. Федеральным законодательством подробно прописан порядок (и довольно многоступенчатый) оформления карьеров. Министерством разработаны мероприятия, которые позволяют не нарушая федерального законодательства сократить срок оформления карьеров в пользование.

Своевременное, оперативное получение права пользоваться карьером поможет лесозаготовителям в своевременной вывозке леса, полном освоении лесфонда.

Третье направление – реализация инфраструктурных проектов, в том числе и за счёт снижения регионального коэффициента к ставке арендной платы.

Так, департаментом ЛПК было принято решение об установлении на 2010 год данного коэффициента в размере 1,5. По поручению губернатора области этот повышающий снижается до 1,3, но только для предприятий, направляющих сэкономленные (за счёт снижения повышающего коэффициента) средства на строительство и ремонт дорог общего пользования, которыми пользуются и лесопромышленники.

Такой проект реализован с ООО «ИлимСеверЛес» по одной из дорог в Вилегодском районе, аналогичный проект реализуется по «сийской перемычке» с УК «Соломбалалес».

В настоящее время за счёт снижения регионального коэффициента арендной платы ГК «Титан» планируется отремонтировать мост в Няндомском районе, где ведёт заготовку ОАО «Шалакушалес», входящее в ГК «Титан».

Таким образом, компании не несут дополнительных расходов, а состояние дорог общего пользования улучшается.

На следующий год планируется региональный коэффициент 1,7, и снижение коэффициента под ремонт и строительство дорог может составить существенную сумму.

В 2009 году сроки уплаты арендных платежей по решению губернатора были сдвинуты на более поздние даты. Тогда не все арендаторы повели себя по-партнёрски, некоторые решили, что теперь за аренду можно и вовсе не платить. Этим они оказали плохую услугу остальным арендаторам: в ближайшее время изменения графика внесения арендных платежей не планируется. Арендная плата –эффективный и тонкий инструмент, которым следует пользоваться разумно.

А вот снижение   арендной платы в усыхающих лесах производится в зависимости от товарности заготовленной там древесины. Так, если потеря деловых качеств древесины составит 70% и более, плата за древесину на корню не взимается.

Четвёртое направление – содействие инвестиционной дея-тельности. Помимо пяти инвестпроектов, признанных приоритетными, рассматривается ещё один – Онежского ЛДК.

ООО «Устьянский ЛПК» и УК «Соломбалалес» в свои инвестпроекты вносят изменения, заключающиеся в увеличении суммы инвестиций и перенаправлении средств. Так, УК «Соломбалалес» в первоначальном варианте инвестпроекта планировала основательно вложиться в лесозаготовительную отрасль, сейчас планируется сделать упор на модернизацию лесопильного производства.

Устьянский ЛПК, строящий современный лесоперерабатыва-ющий комплекс, планирует завершение производственного цикла изготовлением пеллет.

Новый инвестпроект ОАО «Онежский ЛДК» предусматривает реконструкцию действующих производственных мощностей.

В области есть и другие компании, вкладывающие значительные средства в развитие производства. Одна из таких компаний — ООО «Вельский ДОК», где собственник уже вложил около 1 млрд. рублей в модернизацию, а в ближайших планах – довести сумму инвестиций до 3 млрд. рублей. Здесь налажено производство строганого погонажа, идут пусконаладочные работы на производстве клеёного щита, планируется производить  тепло-   и   электроэнергию.

Кроме лесопереработки планируется вложить значительные средства в лесозаготовки, а именно в Саргинский и Тёгринский ЛПХ, входящие в один холдинг с Вельским ДОКом.

Инвестпроекты без привлечения кредитных ресурсов реализовать невозможно. И если инвестпроект кроме всего прочего несёт и социальную нагрузку, региональные власти могут выступить гарантом при получении кредита инвестором, что для банка, выдающего кредит, крайне важно.

Приоритетные инвестпроекты находятся под жёстким контролем региональных властей, инвесторы отчитываются ежеквартально. В случае необходимости при реализации инвестпроекта проверки могут производиться и чаще.

Существенную поддержку ЛПК оказывают и федеральные власти. Например, в прошлом году в область поступило 100 млн. рублей на компенсацию процентов по кредитам, взятым на создание межсезонных запасов древесины, в нынешнем году, надеемся, эта сумма будет удвоена.

Если предприятие взяло кредит на техническое перевооружение, оно также вправе рассчитывать на компенсацию процентов по данному кредиту.

Имеют право на компенсацию процентов по кредитам экспортно ориентированные предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В области продолжается реализация инвестпроектов, и значит, инвестиционный климат в регионе – благоприятный.

Пятое направление – развитие биоэнергетики. Для лесозаготовителей, лесопереработчиков крайне важно иметь сбыт древесных отходов. В федеральных структурах министерством защищён проект по использованию низкосортной древесины, отходов лесопиления и деревообработки для производ-ства биотоплива. Проект состоит из двух частей – производство биотоплива и перевод муниципальных котельных на биотопливо.

Виноградовский район практически перешёл на использование биотоплива в муниципальных котельных, проявляют интерес к биоэнергетике в Шенкурском, Холмогорском, Приморском районах.

Сегодня значительную часть древесных отходов везут на свалку или сразу бросают в лесу, нанося ущерб природе.

В программе охраны окружающей среды Архангельской области планируется в трёх районах – Шенкурском, Виноградовском, Плесецком создать «места временного хранения древесных отходов», которые обычно имеют вид огороженной площадки, где складируются и сортируются отходы, впоследствии идущие в муниципальные котельные либо для производства биотоплива.

Никто не возьмётся за производство биотоплива, не получив гарантии в обеспечении сырьём. Такие временные площадки позволяют воочию показать потенциальным инвесторам оборот отходов за определённый период времени.

Бизнесу создаются условия для производства биотоплива и предоставляется возможность взять муниципальные котельные в аренду, тем самым замкнуть производственный цикл – от заготовки леса до утилизации отходов. На примере трёх районов планируется показать, что инвесторам создаются все условия для успешной реализации проектов по биоэнергетике.

Как показал опыт, стоимость сырья для пеллетного завода обычно равна затратам по доставке древесных отходов к месту их переработки, и это вполне логично, поскольку производители отходов (лесопереработчики) и сейчас вынуждены нести расходы по перевозке отходов на свалку, платить за услуги свалки. А вывозка отходов на несанкционированную свалку может обернуться крупными штрафами.

Так что путь отходов в котельную или на пеллетный завод – самый рациональный вариант.

Шестое направление – обеспечение лесфондом. Доступный лесфонд в области истощён, идёт замещение хвойных насаждений лиственными. И в этой ситуации министерство разрабатывает предложения по изменению федерального лесного законодательства, чтобы использовать лесфонд, переданный в аренду, наиболее эффективно и интенсивно, применяя новые современные технологии, опыт развитых стран.

Дефицит сырья становится всё острее, и в этих условиях для ЦБК есть реальная возможность получать балансы в лесных насаждениях через 50-70 лет. Тем более что Архангельский и Котласский ЦБК всё больше используют именно лиственную древесину.

Внесение изменений в нормативные акты лесного хозяйства могут снизить дефицит сырья, при этом не нарушая принцип неистощительного лесопользования.

Министерство также на различных региональных и федеральных выставках, форумах проводит работу по привлечению инвесторов в Архангельскую область, создаёт условия для успешного развития ЛПК, поддерживая инвесторов.

Касаясь состояния ЛПК на сегодняшний день, Юрий Германович отметил, что практически по всем показателям отмечается рост по сравнению с уровнем прошлого года, включая заготовку и вывозку леса, производство пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, картона, ДВП. При этом министр добавил, что не следует обольщаться ростом показателей, поскольку 2009 год, с которым идёт сравнение, был крайне неудачным для отрасли. Тем не менее, показателен тот факт, что отрасль нашла силы и возможности преодолеть влияние мирового финансового кризиса и постепенно возвращается на докризисный уровень по объёмам производства.

Еженедельный мониторинг ведущих предприятий отрасли показывает положительную динамику роста как объёмных производственных показателей, так и доходов ЛПК. Есть надежда, что 2010 год будет для отрасли успешнее 2009-го.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 13 сентября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий