За незаконную рубку леса увеличат штрафы

Поправки в КоАП, которые изменят систему наказания за незаконную рубку леса, рассмотрит Госдума.

Сейчас технику, которая использовалась при нелегальной вырубке, могут конфисковать уже за первое такое нарушение. После принятия поправок её будут изымать только за повторное. Одновременно законопроект увеличивает штрафы за рецидив – с 300 до 500 тыс. рублей.

Таким образом, повторно пойманным на «чёрных рубках» может грозить одновременно и значительный штраф, и утрата техники ценой в десятки миллионов. Изменения помогут повысить прозрачность бизнеса по заготовке леса, уверены в Минприроды. Но некоторые представители бизнеса видят в широкой вариативности санкций потенциал для коррупции.

 

Ужесточение для «чёрных лесорубов»

Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект Минприроды, который пересматривает систему наказаний за незаконные рубки леса. Изменения в КоАП предполагают ужесточение штрафных санкций за повторное нарушение требований по заготовке, транспортировке, хранению и учёту древесины.

- Сейчас, если древесина транспортируется без электронного сопроводительного документа, штраф выписывается сразу с возможностью конфискации лесоматериалов и техники, – пояснили в Рослесхозе. – Новые же поправки предполагают, что если правонарушение совершено впервые, то выписывается только штраф. А за повторное нарушение помимо увеличенного штрафа нарушителей ждёт изъятие техники и древесины.

То же наказание будет, если машина не оборудована системой ГЛОНАСС, позволяющей отследить перемещение древесины. За первое нарушение — штраф, за повторное — штраф и конфискация, добавили в Рослесхозе. Эти же поправки в КоАП предусматривают штраф и конфискацию, если в лесу обнаружена лесозаготовительная техника без разрешительных документов.

- Также предлагается штрафовать за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, несвоевременное предоставление информации об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, о ввезённой и вывезенной со складов древесине, о поступлении материала на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, – добавили в ведомстве.

Сейчас административная ответственность за это не предполагается, что ведёт к появлению всё новых серых схем на рынке лесозаготовок.

 

Требования растут

В 2021 году в Лесном кодексе появились дополнительные обязательные требования по отслеживанию транспортировки заготовленной древесины, напомнил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

- Правительство утвердило и перечень техники, с которой запрещено находиться в лесу без специального разрешения, – сказал он. – Это лесопромышленные тракторы, лесопогрузчики, агрегаты для штабелирования леса, лебёдки, плавучие погрузочные машины, трелёвочные тракторы, позволяющие разместить на задней части рамы платформу или захват для погрузки деревьев.

Всего за 2023 год было заведено почти 6 тыс. уголовных дел по факту незаконной рубки, назначено штрафов на 10,2 млн. рублей, рассказали в Рослесхозе. А всего было зафиксировано 9,6 тыс. нарушений, добавили там. Объём «чёрной рубки» в 2023 году составил 452,1 тыс. кубометров.

Увеличение штрафов за несоблюдение требований по учёту древесины простимулирует всех лесопользователей соблюдать законодательство, уверен начальник управления федерального государственного лесного надзора Рослесхоза Алексей Абрамов.

- За нарушение требований по хранению, учёту и транспортировке древесины будут не только увеличены суммы штрафов, но и добавлены новые статьи, – сказал он. – Принятие поправок в КоАП дополнительно поспособствует сокращению серых схем.

 

Прикрыть рынок

Ужесточение ответственности за нарушение оборота древесины станет подготовительным шагом к запуску Федеральной государственной системы лесного комплекса. Это цифровая платформа, которая объединит десятки госуслуг, сведения лесного реестра, данные по учёту древесины, отметили эксперты.

Система должна заработать с 1 января 2025 года. Её необходимость назрела давно, заявил гендиректор и основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов.

- Главным драйвером незаконного оборота были архаичные методы учёта лесов на региональном уровне и отсутствие координации между ведомствами, а не низкие штрафы или бесстрашие правонарушителей, – сказал он.

Сейчас водитель каждой машины с лесом должен иметь с собой сопроводительный документ, но его наличие могут проверить только на дороге, пояснил эксперт по пожарной безопасности лесов Константин Кобяков.

- Проверяющих иногда можно было каким-либо образом заинтересовать, чтобы не заметить идущую без документов машину или закрыть глаза на ситуацию, когда по одному документу в течение дня проезжает несколько машин с лесом, – рассказал он.

Цифровая инфраструктура, по его словам, предполагает, что проверяющего исключат из системы – все разрешения будут оформлены в электронном виде и сопровождаться навигационным сигналом.

- Система без участия человека сможет отследить, что перевозка происходит по другому маршруту, в другое место, на другой машине. И тогда уже подавать уведомления органам, что происходит что-то не то, – добавил Константин Кобяков.

Установление единых правил оборота древесины – это «глоток свежего воздуха для индустрии, которая страдала от нехватки инструментов учёта и мониторинга», согласен Андрей Хорошилов. Безответственные предприниматели попросту потеряют каналы сбыта, полагает он.

 

Неопределённые поправки

Опрошенные представители бизнеса обеспокоены нормой, которая предусматривает привлечение к административной ответственности, если в лесу обнаружена лесозаготовительная техника без разрешительных документов.

- Должностные и юридические лица, на свою беду пребывающие в лесах с машинами, предназначенными для рубки леса, при отсутствии законных оснований могут одновременно и штраф в 300 тыс. рублей получить, и харвестер (лесозаготовительная техника универсального назначения) стоимостью 30 млн. рублей потерять, – заявил советник гендиректора АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов.

Предлагаемая формулировка состава административного правонарушения и широкая вариативность санкций оставляет возможность для коррупции, полагает он.

Впрочем, понять, насколько оправданы опасения бизнес-сообщества, можно будет только когда появится правоприменительная практика, добавил Николай Кротов. Отрасль, по его словам, сейчас находится в непростой экономической ситуации, поэтому введение новых административных штрафов и их увеличение он считает не самой удачной идеей.


Дата публикации: 4 марта 2024
Опубликовано в "Лесной Регион" №04(337)
Теги: Законодательство, Криминал




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий