Проблемы деревообработки

По итогам 2023 года более половины российских компаний, занятых в деревообработке, ожидают снижения выручки на 10-­20%. С чем связаны трудности российской деревообработки и как это отразится на ценах.

Явные проблемы российской деревообработки начались в период пандемии: тогда отрасль столкнулась с трудностями производства и сбыта продукции. Однако по заявлениям директора Рослесинфорга Павла Чащина, лесопромышленные предприятия уже нашли каналы сбыта продукции на внешний рынок, а на внутреннем укрепились за счёт развития деревянного домостроения, возросшего спроса на мебель, фанеру, упаковку и бумагу.

«Отрасль может расти за счёт регулирования внутреннего рынка смол, которые необходимы для производства фанеры, а также за счёт улучшения условий логистики», – предположил Павел Чащин. Тем более что, по его словам, государство готово компенсировать до 80% затрат на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса через порты Северо-­Запада.

Гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов заявлял, что спрос на деревянную мебель у российских потребителей никуда не делся, однако носит отложенный характер. Пока же в текущем году в основном наблюдалось лишь сокращение производства корпусной мебели и других видов продукции из дерева.

Несмотря на переживаемые трудности деревообрабатывающей отрасли, крупные игроки находят способы их преодоления. Генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров констатирует, что по объёмам продаж внутренний рынок остался примерно на уровне 2022 года из-­за снижения объёмов строительства и приобретаемой недвижимости.

«Что касается внешнего рынка, то с учётом потраченных ресурсов и принимаемых компаниями мер экспорт мебели по итогам года должен вырасти, – предполагает предприниматель. – В настоящий момент на российском мебельном рынке цены существенно ниже, чем во всём мире, поэтому наша продукция должна быть востребована».

Впрочем, по словам Дениса Егорова, компании Lazurit удалось решить проблемы с логистикой, возникшие у предприятий Калининградской области в связи с санкциями.

«Так как розничная сеть производителя мебели функционирует по всей России – от Калининграда до Южно-­Сахалинска, руководство приняло решение о строительстве логистического комплекса в Подмосковье, он и призван решить задачу своевременной доставки продукции потребителю. В данное время большая часть российского рынка мебели представлена сегментами «эконом» и «эконом минус», – добавил предприниматель.

Последние годы показывают, что люди стараются экономить, поэтому и затраты на покупку мебели сократились. Однако потребители всё же не готовы жертвовать качеством приобретаемого товара, поэтому ищут наиболее выгодные предложения на рынке, считая качественную мебель разумной инвестицией.

«Цены на сырьё долгие месяцы были стабильны, но с осени 2023 года началась волна подорожаний в пределах 7-10%, – говорит Денис Егоров. – Это обстоятельство обусловлено многими факторами, которые мы не в силах изменить».

Однако, по его словам, корпусную мебель можно приобрести с большой выгодой, если отслеживать скидки и акции у крупных производителей.

Сложнее ситуация у тех деревообрабатывающих предприятий, которые были ориентированы на экспорт своей продукции, считает управляющий компании «Таливенда» Алексей Ефремов.

Деревообрабатывающие предприятия попали под санкции и сегодня не могут продавать свою продукцию в ЕС. При этом конкуренция на внутреннем рынке резко выросла, из-за чего цена на продукцию снизилась, а маржа, соответственно, сократилась. Однако сырьё при этом не дешевеет. Это привело к большим убыткам и даже банкротству некоторых предприятий», – констатирует эксперт.

Между тем основным препятствием стали не столько санкции, сколько проблемы с логистикой, уточнил Алексей Ефремов: «РЖД и порты перегружены. Лишь единичные компании нашли выход и продолжают экспортировать по новым логистическим цепочкам».

По словам бизнесмена, компания «Таливенда» – производитель деревянных палочек для пищевой и косметической индустрии – долгое время ориентировалась на европейских партнёров, приносящих основную часть заказов. Но после смены политической обстановки предприятие сместило фокус на внутренний рынок, продавая продукцию фабрикам мороженого и ресторанным сетям.

«Цены на готовые деревянные изделия почти не выросли. Но при этом у производителей увеличились расходы, из-­за чего предприятия деревообработки находятся в некоторой стагнации», – отметил Алексей Ефремов.

Основной проблемой эксперт считает формирование центра прибыли к Китае, причём за счёт российских ресурсов.

«Китайцы вывозят кругляк, полуфабрикаты и другую древесину по низкой цене и торгуют ими по всему миру. Например, более 80% российского берёзового кругляка, который мы также используем в качестве сырья, уходит в Китай», – заключил управляющий компании «Таливенда».

В Рослесинфорге подтверждают, что поставки российских пиломатериалов и древесной продукции в Китай продолжают расти, особенно на фоне снижения экспорта в Европу. При этом мировые цены на пиломатериалы снижаются, а на внутреннем рынке растут, что, безусловно, отражается и на цене конечной продукции.


Дата публикации: 4 декабря 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(333)
Теги: Экспорт, Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий