Новые меры господдержки

В Иркутске на форуме «Леса России» вице-­президент по работе с государственными органами, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов рассказал об ожидании бизнеса необходимых мер поддержки от органов государственной власти в новых экономических условиях.

Необходимо облегчить адаптацию предприятий российского лесопромышленного комплекса к меняющейся конъюнктуре и восстановить инвестиционную активность в этом секторе.

Санкционное давление заставило отечественный лесной бизнес переориентировать деловые связи с Запада на Восток. Несмотря на эти усилия, с лета 2022 года объёмы лесозаготовки и выпускаемой ЛПК продукции неуклонно снижаются, а большинство экспертов отрасли склоняются к негативным прогнозам.

Пакет антикризисных мер в поддержку леспрома, принятый Правительством России, оказался совершенно правильным и своевременным. Это позволило ощутимо смягчить ситуацию. Тем не менее, динамика момента требует от российских властей дальнейшего гибкого реагирования. Николай Иванов уверен, что выверенная точечная поддержка отрасли поможет преодолеть последствия негативной конъюнктуры. Одновременно увеличение налоговой и административной нагрузки на бизнес приведёт к риску нивелирования возможных положительных эффектов.

Чтобы избежать негативных сценариев развития российского ЛПК, Николай Иванов предлагает курирующим ведомствам рассмотреть следующие предложения.

Так, в сфере лесопользования он считает важным отменить постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 578 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Если оставить его в силе, то плата за использование лесов в целях заготовки древесины существенно увеличится: в ряде регионов – до 60-80% к уровню 2023 года. Такая нагрузка может оказаться критичной для целого ряда компаний.

В качестве необходимой меры для Северо-­Западного федерального округа Николай Иванов видит продление на 2024 год механизма расчёта арендной платы за использование лесов в целях заготовки древесины исходя из фактического объёма лесозаготовки (постановление Правительства РФ от 15.06.2023 № 987). По его мнению, эту практику нужно внедрить и в Приволжском федеральном округе.

Эксперт также выдвигает идею «заморозки» хотя бы на год ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка.

Одновременно Николай Иванов указывает на снижение инвестиционной активности в российском ЛПК. Для её восстановления требуется, по мнению эксперта, увеличить с двух до четырёх лет срок реализации инвестором права на подачу заявки в заинтересованный орган на реализацию приоритетного инвестпроекта (ПИП) (внесение изменений в подпункт «г» п. 8 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 №190).

Этой же цели послужит предоставление инвестору права на оборот заготовленной древесины внутри одной группы взаимозависимых лиц, считает он. Следует также разрешить переработку лесных ресурсов на производственных мощностях взаимозависимых лиц, в том числе в период реализации ПИП (внесение изменений в постановление Правительства РФ от 23.02.2018 №190).

Ещё одна мера – упрощение порядка внесения изменений в концепцию ПИПов. Оно должно коснуться планов закупки лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники и лесоперерабатывающего оборудования, по-скольку в большинстве случаев поставщиками являлись недружественные государства. Аналогичный подход нужен для корректировки объёма и ассортимента продукции, запланированной к выпуску по ПИП (внесение изменений в постановление Правительства РФ от 23.02.2018 № 190).

Важным послаблением станет предоставление инвестору права самостоятельно определять срок договора лесной аренды по ПИП. За нормативы логично взять законодательно установленные сроки: от 10 до 49 лет (ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ). Такой шаг, в свою очередь, потребует внесения технических поправок в законодательство – в ч. 3.1 ст. 72 ЛК РФ (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.12.2022 № 600-­ФЗ) и абзац 5 п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 (с изменениями, внесёнными постановлением Правительства РФ от 15.06.2023 № 987).

Необходимость такого комплекса мер отражает позицию не только Segezha Group. На его принятие правительством надеется большинство компаний российского лесопромышленного комплекса, уверен Николай Иванов.


Дата публикации: 25 сентября 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(328)
Теги: Экономика, Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий