Бизнесу расширили доступ на экспортные рынки

У деревопереработчиков появилась дополнительная возможность для экспорта своей продукции. С 31 января предприятия отрасли могут перевозить лесоматериалы в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на грузовых автомобилях. Ранее их разрешалось отгружать только по железной дороге. Эта мера призвана упростить доступ на новые рынки сбыта. Тем самым Правительство РФ поддержало инициативу глав четырёх регионов Северо-­Запада, в том числе и Вологодской области, по улучшению логистики в дружественные страны.

 

Зачем упростили вывоз

Запрет на импорт древесины в страны Евросоюза, в полной мере вступивший в силу в июле минувшего года, нанёс серьёзный удар лесной отрасли Северо-Запада России. Достаточно сказать, что до введения пятого санкционного пакета ЕС на это направление приходилось более 50% всех экспортных поставок лесопродукции из Вологодской области. В особенно сложной ситуации оказались производители фанеры и топливных гранул.

Одномоментно развернуться с традиционного западного направления, которое ряд предприятий региона выстраивал ещё с советских времён, на новые – восточное и южное – для подавляющего большинства деревопереработчиков оказалось крайне сложно.

В декабре генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков в своём интервью говорил о том, что эмбарго на экспорт российской продукции в Европу и введённые США заградительные пошлины привели к снижению объёмов производства предприятия от 40 до 50%.

Мало того, что на новых рынках сбыта наших производителей особенно никто не ждал и им пришлось завоевывать своё место под солнцем, зачастую снижая цену на свою продукцию, так ещё и ситуация с экспортом во вполне дружественные страны была непростой.

Осенью 2022 года Правительство России ограничило вывоз лесопродукции по кодам ТНВЭД 4406 (шпалы) и 4407 (пиломатериалы толщиной от шести миллиметров) только в Белоруссию, Казахстан и Киргизию и исключительно железнодорожным транспортом. При этом транзит в третьи страны был закрыт.

В результате лесопромышленники не смогли отгрузить продукцию на экспорт даже несмотря на то, что она была востребована, например, в Узбекистане, поскольку просто не могли её туда доставить.

Тема снятия барьеров для экспорта продукции в дружественные страны поднималась на прошедшем в Вологде в декабре прошлого года международном форуме «Российский лес» с участием заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, федеральных министров, сенаторов, депутатов Госдумы, экспертов и участников отрасли.

Выступая на пленарном заседании, губернатор области Олег Кувшинников обозначил предложения по поддержке ЛПК, сформированные главами лесных регионов Северо-­Запада (Вологодской, Архангельской, Новгородской областей и Республики Карелия), направленные в Правительство РФ.

В числе ключевых инициатив значились снижение финансовой нагрузки на предприятия отрасли, а также улучшение логистики при транспортировке лесной продукции. Эти меры нашли поддержку и у министра экономического развития РФ Максима Решетникова, который приезжал на Вологодчину с рабочим визитом в конце минувшего года.

А перед самыми новогодними праздниками глава кабмина Михаил Мишустин подписал постановление, расширяющее число погранпереходов для экспорта продукции деревопереработки. Этот документ разрешает перевозку пиломатериалов, брёвен, столбов, шпал, грубо обработанного леса и другой продукции автомобильным транспортом не только непосредственно в государства ЕАЭС (за исключением Армении), но и в третьи страны. Для этого определены пункты пропуска: это Бугристое, Озинки и Петухово на границе с Казахстаном, а также Красная Горка на границе с Республикой Беларусь. Данное решение вступило в силу 31 января.

- Увеличение пропускных пунктов на границах с дружественными странами станет одной из масштабных мер поддержки ЛПК. Это создаст наиболее комфортные условия для транспортной логистики, оптимизации маршрутов внутри страны, а также снизит затраты на доставку грузов за счёт сокращения расстояния до пунктов пропуска, что крайне важно для лесопромышленных компаний, – сообщили в пресс-службе компании «Свеза».

 

Почему выросли затраты

При этом переориентация с Запада на Восток была сопряжена для лесного бизнеса с резким ростом издержек и других трудностей, в том числе связанных с транспортировкой грузов.

- Лесопродукция из Вологодской области востребована на этих новых рынках, но возникают сложности в выстраивании логистических цепочек. Железнодорожные сети перегружены из-­за перенаправления товаропотока во всех отраслях на Восток. Международные морские перевозки также ограничены из-­за введённых санкций.

Кроме того, следует отметить, что в связи с возросшим предложением лесопродукции из России на азиатских рынках цены на неё значительно снизились, а себестоимость продукции из древесины с учётом увеличения транспортного плеча и стоимости услуг по транспортировке существенно возросла, – отметили нашему изданию в департаменте лесного комплекса области.

- Потеря европейского рынка привела нас к необходимости переориентации продаж значительных объёмов пиломатериалов, берёзовых балансов и пеллет. Как следствие – огромные потоки продукции ЛПК и других отраслей промышленности развернулись на восточное и южное направления по железнодорожным коридорам, инфраструктурно не готовым к перевозке таких объёмов груза. Логистические затраты в этом году в среднем в два раза превышают традиционные параметры, что приводит к значительным убыткам, так как цена продукции на конечных рынках зачастую не покрывает себестоимости, – сообщили в ГК «Вологодские лесопромышленники».

 

Чем бизнесу помогает государство

Для поддержки лесной отрасли в выстраивании новых логистических цепочек летом прошлого года на федеральном уровне была принята специальная мера поддержки – субсидии по компенсации затрат для транспортировки продукции на экспорт. Их размер составляет не более 300 млн. рублей на предприятие. И уже тогда вокруг этой меры поддержки развернулись жаркие дебаты.

Так, по мнению ключевых компаний ЛПК области, этой суммы явно недостаточно для покрытия возросших издержек. Более того, данная мера ставит их в неконкурентные условия по сравнению с теми организациями, которые отгружают за границу небольшие объёмы.

Допустим, предприятие, экспортирующее менее 72 тыс. кубометров пиломатериалов, сможет компенсировать до 65% понесенных затрат, а производитель, поставляющий на внешний рынок более 250 тыс. кубометров, – менее 20% издержек. Звучали предложения вообще не ограничивать суммы логистических субсидий на одно предприятие или как минимум значительно их увеличить.

- Для освоения более дорогостоящего экспортного направления на Восток предприятиям ЛПК крайне необходима государственная поддержка, в первую очередь – логистики. Наиболее эффективной мерой является предоставление транспортных субсидий. Причём, с нашей точки зрения, производителей фанеры и пиломатериалов как самых пострадавших целесообразно выделить в отдельную группу получателей субсидии с выделением лимита денежных средств. Ежемесячная финансовая поддержка отрасли покрыла бы возросшие расходы на доставку грузов и позволила предприятиям составлять свои производственные планы, не опасаясь кассовых разрывов, – отмечают в «Свезе».

Сегодня, судя по всему, чаша весов склоняется к увеличению размера транспортной субсидии до 500 млн. рублей.

- Инициатива об увеличении предельного объёма компенсации транспортных затрат с 300 до 500 млн. рублей на одного заявителя проходит в Правительстве РФ процедуру межведомственного согласования. Безусловно, для бизнеса это существенное снижение транспортных расходов, и данная финансовая поддержка со стороны государства позволит проходить период переориентации сбыта лесопродукции на новые рынки с меньшими издержками, – подчеркнули в департаменте лесного комплекса.

Кроме того, предприятия ЛПК выступают за более скоординированное взаимодействие с железнодорожниками.

- Поскольку квоты на перевозку выделяются за два-­три дня до начала месяца, у нас отсутствует возможность заблаговременно планировать объёмы производства и продаж. Кроме того, выделение квот на перевозку грузов в восточном и южном направлениях осуществляется в размере 35-­50% от действительной потребности заводов, что приводит к вынужденному снижению объёмов производства.

Не решена и проблема простоя подвижного состава из-­за несвоевременного приёма грузов к перевозке. Так, даже при наличии согласованной заявки на перевозку отдельные составы простаивают по две-­три недели. Рассчитываем, что в ближайшее время удастся выработать технологию, позволяющую повысить эффективность перевозок в лимитируемые направления, – уверены в ГК «Вологодские лесопромышленники».

 

В тему

Вологодчина традиционно является экспортно ориентированным регионом. Нашими основными потребителями в последние годы были страны Евросоюза. В связи с санкционным давлением предприятия стали рассматривать иные рынки сбыта.

Теперь основными рынками сбыта продукции для вологодского лесного бизнеса становятся Китай, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближний Восток и государства Северной Африки. В середине января Рослесинфорг сообщил о том, что предприятия лесоперерабатывающего комплекса СЗФО увеличили экспорт продукции на новые рынки.

У зарубежных партнёров из дружественных стран особенно востребована целлюлозно-­бумажная продукция. Вероятно, это подтверждают и данные по Вологодской области, где производство целлюлозы в минувшем году превысило показатели 2021-­го более чем на 8% и составило 24,3 тыс. тонн.

 

Комментарий

Дмитрий ГОРБАЧЁВ, первый заместитель губернатора области:

- Мы понимали, что в условиях беспрецедентных санкций итоги 2022 года по сравнению с успешным сезоном 2021-­го продемонстрируют снижение сразу по нескольким сегментам производств. Действовать приходилось «с колёс». Главная задача – не допустить остановки предприятий, сокращения коллективов.

Поэтому на Антикризисном штабе губернатор Олег Кувшинников принял решение о введении компенсации расходов на транспортировку продукции, субсидировании процентных ставок по кредитам, отсрочке по арендным платежам за использование лесных ресурсов.

Кроме того, на федеральный уровень направлено более 40 инициатив с предложениями по мерам поддержки отрасли, большинство из которых было поддержано и принято Правительством РФ.

В итоге за пять месяцев действия санкций на территории Вологодской области не остановилось ни одно производство. На большинстве лесопромышленных предприятий ситуация постепенно стабилизируется, прошли оптимизационные процессы в связи с изменившимися экономическими условиями. Идёт отработка новых логистических маршрутов на новые рынки сбыта.

 


Алексей Третьяков, «Красный Север».


Дата публикации: 13 марта 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №04(318)
Теги: Экспорт, Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий