Есть ли в ЛПК импортозамещение?

Перед российским леспромом остро стоит проблема импортозамещения. Санкции показали, что отрасль, которая прежде опиралась на зарубежные поставки техники, сырья и комплектующих, оказалась не готова к резким переменам: производители бумаги столкнулись с нехваткой химикатов, мебельщики остались без европейской фурнитуры, а лесозаготовители – без фирменных форвардеров, харвестеров, мульчеров и др.

Подтверждают дефицит импорта и в Институте экономической политики им. Гайдара, где представили новый бюллетень конъюнктурных опросов. В нём были опубликованы итоги исследования обеспеченности промышленников сырьём, материалами и комплектующими. Отмечалось, что летом текущего года со стороны отечественных поставщиков эта обеспеченность возросла до 79%, а вот с импортными поставками ситуация обратная. Обеспеченность ими снизилась до 20%. При этом в лесопромышленном комплексе, по данным ИЭП, наблюдаются серьёзные сложности с импортозамещением зарубежных поставок комплектующих и сырья, оно выросло до 60%.

Уход европейских партнёров – явление неприятное, но ожидаемое. Опустевшие «ниши» на рынке теперь могут заполнить новые поставщики из стран СНГ, Азии и Востока. Но многие лесопромышленники предпочли бы не искать ту же технику или комплектующие где-то за границей, а закупать её у российских производителей. И такие, как оказалось, в стране всё-таки есть.

В Красноярске состоялось обсуждение вопросов импортозамещения в лесопромышленном комплексе региона. В совещании участвовали руководители более 80 предприятий со всего региона. В частности, собравшиеся предложили решать проблему нехватки импорта с помощью местных машиностроительных предприятий.

В частности, компания «Тайгамаш» продемонстрировала самоходный мульчер. Машина была разработана специалистами компании для работы в суровых условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. При этом производством мульчерной техники машиностроители занялись недавно.  

Первая подобная машина была выпущена лишь в 2015 году. Ранее мульчеры в России не производили вообще: техника поставлялась из-за рубежа. Суть технологии заключается в механическом измельчении кочкарника, деревьев, пней, порубочных остатков и корней. Красноярские мульчеры могут как поставляться на собственном шасси, так и комбинироваться на экскаваторы, мини-погрузчики, тракторы заказчика.

Не стоит забывать и о том, что в 2022 году под санкции ЕС вместе с Россией угодила и союзная Республика Беларусь, где лесная отрасль является одной из приоритетных. И если российские  лесозаготовители привыкли валить лес на финских харвестерах Ponsse или американских John Deere, то вот у белорусов были свои аналоги такой техники, производимые компанией «Амкодор».

Разумеется, и в России на делянках можно было увидеть машины «Амкодора». Однако их доля на рынке лесозаготовительной техники РФ не так уж велика. Российское предприятие «Амкодор-­Онего» наращивает объёмы выпуска, но пока занимает менее 20% рынка. Впрочем, эта ситуация может измениться.

В июле президенты России и Беларуси обсудили возможности сотрудничества двух стран в сфере ЛПК. Речь шла как о самостоятельном производстве комплектующих, так и об инновационных проектах. Сегодня белорусский холдинг «Амкодор» на базе предприятия «Амкодор-Онего» в Петрозаводске собирает форвардеры и харвестеры. На проектную мощность завод должен выйти к 2030 году, и тогда он будет ежегодно выпускать до 1000 высокотехнологичных машин.

Впрочем, и тут не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Часть важных комплектующих для белорусской техники всё ещё имеет импортное происхождение. А это, как отечественные производители уже убедились на собственном горьком опыте, может грозить срывом поставок и замедлением производства столь необходимой сегодня техники.

Этот вопрос сейчас решается на уровне сразу двух стран. Власти России и Беларуси обещают, что проблема в итоге всё же будет решена: появятся новые рабочие места, и затраты, как отмечает Александр Лукашенко, окупятся многократно.


Антон ЗАХВАТОВ.


Дата публикации: 19 сентября 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(309)
Теги: Санкции, Лесное машиностроение




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий