Лесозаготовители, как витязи на распутье

В июне в Плесецке по инициативе МО «Плесецкий район» состоялось совещание, посвящённое реализации положений Лесного кодекса.

В совещании приняли участие заместитель главы администрации Архангельской области Александр Давитиашвили, директор департамента лесного комплекса Николай Кротов, руководители МО «Плесецкий район», лесопромышленных и лесохозяйственных предприятий и организаций района.

Наш корреспондент встретился с директором департамента Николаем Кротовым и попросил его рассказать – о чём шла речь на данном совещании.

По словам Николая Степановича, совещание было созвано по инициативе главы Плесецкого района Ольги Ежковой, поскольку и у районных властей, и у лесопромышленников, и у работников лесного хозяйства за 5,5 месяцев действия Лесного кодекса накопилось немало вопросов.

Директор департамента отметил, что совещание было неплохо подготовлено. Так, в выступлении заместителя главы МО «Плесецкий район» Андрея Кокоянина был дан всесторонний и полный анализ состояния лесной отрасли в районе.

Ежегодно не осваивается расчётная лесосека, и процент её освоения постоянно снижается. Остаётся неудовлетворительным финансовое положение лесозаготовительных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры: ООО «Кенатраст» (ОАО «СЛДК»), ООО «Ярнемалес» (ОАО ПЛО «Онегалес»), а также ФГУ ОИУ ОУХД2.

Отмечено также, что главенствующую роль в экономике района играет малый и средний лесной бизнес. Здесь имеется неплохая инфраструктура для более успешной работы лесного бизнеса: сеть автомобильных дорог, ж/д тупики, сплавная река Онега. Устойчиво работают предприятия малого и среднего бизнеса: ООО «Приозёрная сельхозтехника», ООО «Нива», ООО «Плесецкая КМТС».

И тем не менее объёмы заготовки леса в районе не растут, особенно это касается крупных лесозаготовителей.

Уникален Плесецкий район и тем, что на его территории работают 5 лесхозов: Обозерский, Плесецкий, Приозёрный, Пуксоозерский и Плесецкий сельский лесхоз, которым предстоят серьёзные структурные преобразования.

По предварительным планам, в районе со следующего года останется один филиал областного государственного предприятия, который будет заниматься лесохозяйственными работами на территории района, а также 5 лесничеств, на которые будут возложены управленческие и контрольные функции.

К сожалению, Плесецкий район находится в тройке «лидеров» по объёмам воровства леса. В этом году по объёмам незаконных рубок вперёд вышел Вельский район, и на совещании речь шла о том, как остановить «чёрных лесорубов», что для этого надо сделать на местном, областном и федеральном уровне. Одними призывами и копеечными штрафами порубщиков не остановить.

Широкое распространение в районе, особенно на предприятиях малого бизнеса, получила выплата «серой» зарплаты, когда официальная зарплата в несколько раз отличается от фактической. Это не делает чести малому бизнесу и нарушает конституционные права работающих.

По мнению Николая Степановича, многие участники совещания основательно к нему подготовились, тщательно изучили Лесной кодекс, подготовили вопросы, на которые сами не смогли найти ответов.

Как образно выразился один из выступающих – предприниматель сегодня оказался в роли витязя на распутье. Он должен решить: сможет ли он самостоятельно осваивать расчётную лесосеку на арендованном участке? Если не сможет, то с кем скооперироваться, кого привлечь в качестве субподрядчика? Поскольку со следующего года правила такие: вырубил или не вырубил расчётную лесосеку — за аренду плати. Имел в течение года доход от леса или не имел — лесное хозяйство на арендованном участке вести обязан, как и тушить лесные пожары.

Если же арендатор решит расторгнуть договор аренды, то и здесь возникает немало препятствий, поскольку «отказной» лесфонд лесхоз вынужден будет взять под свою опеку. Однако средств на ведение лесного хозяйства в этом лесфонде бюджетом не предусмотрено, а размер субвенций на 20082010 годы уже определён.

Прежде лесхозы имели возможность зарабатывать солидные внебюджетные средства, и их большая часть использовалась именно на ведение лесного хозяйства. С 01.01.2008 такой возможности не будет.

Сложнее всего определиться лесозаготовителям, имеющим лесфонд в безвозмездном пользовании в бывших сельских лесах. С 1 января 2008 года за лес на корню придётся платить.

По старому Лесному кодексу при проведении промежуточных рубок арендатор за лес на корню также не платил, теперь — обязан. Как видим, лесной ресурс стал платным, и это вносит значительные коррективы в деятельность лесозаготовителей.

Давая оценку Приказу № 77 департамента лесного комплекса, Николай Степанович отметил, что данное распоряжение направлено не только на обеспечение сырьём ведущих лесоперерабатывающих предприятий региона, но и на максимально эффективное использование лесных ресурсов, поскольку позволяет избежать злоупотреблений при реализации древесины от проходных и иных видов рубок.

Так, департамент ЛК определяет предприятие, которое в ходе проходных рубок за максимально низкую цену заготовит древесину. Далее заготовленная древесина реализуется на аукционе лесоперерабатывающему предприятию области, выигравшему этот аукцион и заплатившему за сырьё максимальную цену.

При этом в аукционе по приобретению древесины от рубок ухода смогут участвовать и лесоперерабатывающие предприятия, расположенные в районах, но при соблюдении ими определённых условий (своевременная выплата налогов и платежей, выплата официальной зар­платы).

В ходе совещания обсуждался один из самых сложных вопросов – приведение действующих договоров аренды в соответствие с новым Лесным кодексом. И здесь арендатор вновь оказывается как витязь на распутье, откуда есть три пути.

Первый. Сохранить за собой арендованную базу, но для этого надо будет потратиться на межевание лесных земель, переданных в аренду, привести договор аренды в соответ­ствие Лесному кодексу и продолжить работу, получив при этом право передавать леса в субаренду, использовать арендованный лесфонд в качестве залога, при получении кредита в коммерческих банках.

. Сохранить за собой арендованную базу, но для этого надо будет потратиться на межевание лесных земель, переданных в аренду, привести договор аренды в соответ­ствие Лесному кодексу и продолжить работу, получив при этом право передавать леса в субаренду, использовать арендованный лесфонд в качестве залога, при получении кредита в коммерческих банках.

Второй. Расторгнуть договор аренды, а для заключения нового принять участие в аукционе по заключению договора аренды, где потребуются значительные средства, несопоставимые с затратами на приведение действующего договора аренды в соответствие Лесному кодексу.

. Расторгнуть договор аренды, а для заключения нового принять участие в аукционе по заключению договора аренды, где потребуются значительные средства, несопоставимые с затратами на приведение действующего договора аренды в соответствие Лесному кодексу.

Третий. Продолжить работать по действующему договору аренды, при этом не имея права передавать лес в субаренду, использовать арендуемый лесфонд в качестве залога при получении кредита в банке.

. Продолжить работать по действующему договору аренды, при этом не имея права передавать лес в субаренду, использовать арендуемый лесфонд в качестве залога при получении кредита в банке.

Сегодня в области действуют около 600 договоров аренды, по которым подавляющее число арендаторов избрали «первый» вариант, оценив его ощутимые преимущества.

До последнего времени запутанной оставалась ситуация с сельскими лесами, когда леса оказались переданными в гослесфонд, а земли, на которых они растут, относились к землям сельхозназначения.

Сейчас этот гордиев узел разрублен – 4 июня подписан протокол согласования о разделе территории лесов на лесничества, а 9 июня подписано распоряжение главы администрации области о переводе земель сельхозназначения, на которых растёт лес, в земли гослесфонда. Этим распоряжением исправлена техническая ошибка, препят­ствовавшая реализации положений нового Лесного кодекса.

В Архангельской области на базе 46 лесхозов будет создано 40 лесничеств и 1 лесопарк, они будут наделены контрольными и управленчески­ми функциями.

Согласно планам департамента ЛК, ведением лесного хозяйства в области будет заниматься одно госпредприятие, у которого будут филиалы в районах.

Необходимо учесть, что в конкурсах на проведение лесохозяйственных работ в лесах, не переданных в аренду, смогут участвовать не только филиалы госпредприятия, но любые коммерческие структуры.

В настоящее время штрафы за нарушения лесного законодательства поступают в муниципальный бюджет территории, где допущено нарушение, а вот неустойки по освидетельствованию лесосек (суммы значительно большие, чем штрафы) – в федеральный бюджет.

Департамент лесного комплекса вышел с законодательной инициативой – направлять неустойки в региональные бюджеты.

Федеральными органами также рассматриваются предложения о продлении срока введения в действие отдельных положений Лесного кодекса до 20092012 годов, не меняя при этом сам кодекс.

Нельзя сказать, что на совещании в Плесецке были приняты какие­то судьбоносные решения, да такая цель и не ставилась. Состоялся предметный, профессиональный разговор о реализации Лесного кодекса, проблемах лесного хозяйства и лесного комплекса. Бизнес и власть выслушали и, похоже, услышали друг друга.

Фёдор КУЗНЕЦОВ.


Дата публикации: 9 июля 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий