Что предлагает председатель

В рамах реализации проекта ООН RUFORCLIM состоялся семинар на тему «Роль российских лесов и биоэкономики». С докладом «О ситуации на рынке растворимой древесной целлюлозы, возможности и перспективы для российских предприятий ЦБП» на нем выступил председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.

Он представил динамику производства растворимой целлюлозы в СССР, затем в РФ и мире за период с 1981 года по настоящее время. По словам Юрия Лахтикова, в мире после спада производства растворимой целлюлозы в период с 1988 года по 2002 год произошёл существенный рост. В нашей стране, тогда ещё СССР, пик производства пришёлся на 1986 год, когда было выпущено более 930 тыс. тонн растворимой целлюлозы. Однако после резкого взлёта последовало не менее стремительное – в 2,2 раза – падение до 420 тыс. тонн в 1991 году.

После распада СССР в РФ производство растворимой целлюлозы развивалось нестабильно. Резкий спад наблюдался с 1992 года по 1996 год, а затем произошёл заметный рост – с 80 тыс. до 210 тыс. тонн, но далее опять последовало падение объёмов производства – до нуля к 2005 году. Таким образом, с 2005 года растворимая целлюлоза в РФ не производится.

Вместе с тем, многие промышленно развитые страны наращивают объёмы производства растворимой целлюлозы и текстильных изделий с её использованием. Лидером на этом рынке безусловно является Китай, который нарастил объёмы выпуска с 2015 года по 2020 год в 8 раз до 1,815 млн. тонн. Вторым государством в этом рейтинге являются США с объёмом производства, равным 1,117 млн. тонн. В тройке лидеров также находится ЮАР, выпустившая в 2020 году 1,079 млн. тонн растворимой целлюлозы.

В России объёмы производства тканей из искусственных (целлюлозных) волокон имеют устойчивую тенденцию к падению. Производство готовых тканей за период с 2007 года по 2020 год упало в 6 раз до 40 тыс. кв. м, производство мужских костюмов с использованием искусственных волокон из растворимой целлюлозы — в полтора раза до 2,6 млн. шт.

Тем не менее, потребность в волокнах растворимой целлюлозы и изделиях из неё как мире, так и в нашей стране, весьма велика. Импорт растительных волокон для текстильной промышленности, как и текстильных изделий из волокон растворимой целлюлозы ежегодно растёт.

С каждым годом увеличивается импорт растительных и химических волокон в Россию, за период с 2018 года он вырос на 14­-20%. Также растёт и импорт текстильный изделий, где используются волокна из растворимой целлюлозы — ковров и ковровых покрытий, текстильных материалов с пропиткой и покрытием, трикотажного полотна, за тот же период импорт этих изделий вырос на 30­-50%.

Юрий Лахтиков предложил ряд мер, реализация которых будет содействовать восстановлению и развитию производства растворимой целлюлозы в России:

- необходимо стимулировать рост платёжеспособного спроса населения на продукцию из возобновляемого растительного сырья, в том числе на текстиль;

- оказать поддержку со стороны государства в части реализации инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку древесного сырья с целью повышения экономической эффективности предприятий лесного комплекса;

- согласовать на государственном уровне Стратегию развития лесного комплекса и Стратегию развития лёгкой промышленности, с учётом необходимости наращивания импортозамещения в части продукции из искусственного волокна и повышения эффективности использования лесных ресурсов страны;

- организовать мониторинг и учёт мирового опыта в нормировании предприятий ЦБП в части негативного воздействия на окружающую среду, применения наилучших доступных технологий в производстве растворимой древесной целлюлозы;

- гармонизировать российское природоохранное законодательство с нормами и практиками, действующими в странах Евросоюза.


Дата публикации: 4 октября 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(291)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий