Главные задачи государственной политики в сфере ЛПК Российской Федерации

Главной задачей государственной политики является качественное преобразование отрасли ЛПК, за счёт расширения выпуска традиционных видов продукции, модернизации действующих производств, реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также увеличения производственной линейки более высокотехнологичной продукции.

Для достижения этих целей на текущий момент разработаны и введены в практику целый ряд мер государственной поддержки отрасли. Поставленные задачи помогут сделать заёмные средства более доступными, инвестиционные проекты максимально целевыми, а также облегчат выход продукции на внешний рынок с соблюдением внутренних потребностей.

Меры поддержки разделены на два блока: регуляторные и финансовые.

 


Регуляторные меры

К регуляторным мерам относятся соглашения по защите капиталовложений. Это новый инструмент, который направлен на создание и последующую эксплуатацию новых объектов, либо модернизацию и реконструкцию существующих. СЗПК подразумевает выполнения ряда условий, так называемую стабилизационную оговорку.

По налогам на прибыль, на имущество, транспортный налог, условия землепользования и градостроительную деятельность также предусматривает субсидии на создание инфраструктуры, в том числе на транспортную. Возмещение предусматривается до 50% от фактически понесённых затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры, либо до 100% понесённых затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры. На текущий момент Минпромторг заключил 4 соглашения о поощрении капиталовложений из общего количества 26 штук.

Ещё один новый инструмент СПИК 2.0. Он предполагает разработку и внедрение технологий, применение которых позволяет осуществлять производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции, в случае включения такой технологии в утверждённый правительством список. Новый этап развития СПИК предусматривает смещение вектора задач преимущественно инвестиционных сторон развития и передачи в достаточном объёме новых технологических компаний. В указанный перечень вошла 31 технология, относящаяся к ЛПК. Этот перечень динамичный, организациям, изъявившим желание воспользоваться этим механизмом, необходимо подавать заявку через ГИСП, которая будет рассмотрена специалистами Минпромторга.

Следующий механизм поддержки – это кластеры. К одной из важнейших проблем формирования промышленной политики в лесном секторе можно отнести очень низкий уровень кооперации предприятий, вызванный организационно-­правовой разобщённостью, что негативно сказывается на комплексности использования древесных ресурсов. Существует проблема с привлечением лесозаготовительных компаний в состав кластера. Минпромторгом готовится пакет изменений в постановление 779 о кластерах, который поможет устранить данный дисбаланс.

Основной инструмент поддержки отрасли – это приоритетные инвестиционные проекты (ПИПы). В настоящий момент в Минпромторге зарегистрировано 160 инвестиционных проектов, которые находятся в перечне приоритетных. 96 уже завершены, 64 проекта в стадии реализации. Размер расчётной лесосеки по указанным проектам составляет 90,5 млн. кбм. Фактически в эти предприятия проинвестировано уже 457,3 млрд. рублей.

 


Финансовые меры

В рамках национального проекта международной кооперации и экспорта реализуется основное мероприятие – корпоративная программа поддержки экспорта.

Сама по себеКППК – программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объёмов производства и экспорт продукции, регулируется постановлением Правительства РФ № 191. По итогам 2020 года было завершено 63 соглашения, на текущий момент таких соглашений уже 69. В соответствии с законом о бюджете на все отрасли промышленности предоставлен лимит 15,8 млрд. рублей и 27 регионов, где функционирует организация.

Кроме того, Минпромторг предлагает субсидию на транспортировку продукции, которая предусматривает возмещение до 80% затрат. Данная мера поддержки действует с 2017 года, ею успело воспользоваться 103 компании из 47 регионов. В 2020 году на программу было выделено 4,8 млрд. руб. С момента действия программы с 2017 года – 21,9 млрд. руб.

С 2017 года действует программа проектного финансирования. За это время в программе успели поучаствовать 26 проектов из 26 регионов. За 2020 год было выделено 250 млн. рублей, за всё время действия программы – 2,2 млрд. рублей.

В рамках исполнения поручений президента по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса Минпромторгом разработано постановление, в соответствии с которым появилась возможность финансировать проекты промышленных предприятий, направленные на модернизацию производства субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ЛПК. Программу можно разбить на три уровня.

Первый уровень– это малый бизнес – для перестраивающихся предприятий лесозаготовителей. Для таких небольших проектов работают программы региональных институтов развития. Речь идёт о займах от 1 до 20 млн. рублей. Срок займов до 36 месяцев. Процентная ставка – 2%. При этом необходимо отметить, что предусмотрено софинансирование от 20% и более бюджетных проектов из расчёта собственных средств. Общий бюджет проекта должен быть от 1,2 млн. рублей.

Второй уровень– для средних и малых предприятий, строящих или модернизирующих более крупные производства. Для таких проектов разработано новое содержание программы проекта лесной промышленности. Она стартовала 29 декабря 2020 года. По этой программе лесоперерабатывающие предприятия могут брать льготные займы от 20 до 100 млн. рублей.

Кредиты предоставляются федеральными и региональными фондами развития в соотношении 70% федеральные и 30% региональные фонды. Срок займа до 36 месяцев, процентная ставка – 1% годовых для приобретения отечественного оборудования на сумму не менее 50% от суммы займа при их банковской гарантии при получении корпорации МСТ или 3% годовых в иных случаях, софинансирование не менее 20% из бюджета собственных средств. Общий бюджет проекта должен быть не менее 25 млн. рублей. При этом до одного года предприятие освобождается от уплаты основного долга. Сформирован перечень технологического оборудования по обработке древесины, в соответствии с которым предусматривается финансирование проектов по новой программе.

Третий уровеньнаправлен на помощь крупным проектам. Для таких лесоперерабатывающих производств работает общероссийская программа проекта развития. По ней предоставляются займы от 50 до 500 млн. рублей. Срок займа – до 60 месяцев. Размер процентной ставки – от 1-3% годовых с финансированием не менее 50% бюджета проекта за счёт собственных средств. Общий бюджет проекта – от 100 млн. рублей. В рамках действующих программ ФРП, таких как лизинговые проекты, проекты импортозамещения, проекты развития, производительности труда, комплектующий и проекты региональных институтов ФРП компаниям лесопромышленного комплекса начиная с 2015 года оказана поддержка по реализации 49 проектов на общую сумму 11,1 млрд. руб­лей. Участвовало 22 региона.

Кроме этого, необходимо упомянуть специальный инвестиционный контракт и инвестиционную поддержку по линии системообразующих предприятий. В этот перечень вошли 34 предприятия ЛПК и 19 предприятий мебельной промышленности.

По итогам 2020 года общий объём предоставленной поддержки составил 8,6 млрд. рублей. Больше половины пришлось на транспортную субсидию – 4,8 млрд. рублей. По линии фонда развития промышленности было предоставлено займов на сумму 3,3 млрд. рублей. Субсидирование процентов по кредитам в рамках постановления Правительства РФ составило 250 млн. рублей, на КППК пришлось 180 млн. рублей. В 2021 году Минпромторг планирует перейти планку в 10 млрд. рублей за счёт новых программ по линии фонда развития промышленности и за счёт более плотной работы по КППК.

В настоящий момент общий объём поддержки по этим четырём мерам составил 35,5 млрд. рублей. На транспортную субсидию приходится более 60%, по линии фонда развития промышленности – более 30%. Незначительная доля по КППК.



Дмитрий КОЖЕМЯКИН, советник отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга России.


Дата публикации: 24 мая 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(285)
Теги: Инвестиции, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий