Что решил форум

29–30 сентября в Санкт-­Петербурге прошёл XXII Петербургский международный лесопромышленный форум при поддержке Федерально­го агентства лесного хозяйства РФ, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Киро­ва», Ассоциации предприя­тий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, РАО «Бумпром», Национального Лесного Форума-2020, Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес», Ассоциации производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса «Лестех», Союза участников пеллетного рынка.

В форуме участвовали 317 учёных и специалистов из 112 организаций, было заслушано и обсуждено 76 докладов.

По официальным данным, доля лесного комплекса в структуре валового внутреннего продукта России в совокупности с рыбным и сельским хозяйством составила в первом квартале 2020 года 1,9%. Основными причинами такого незначительного показателя являются низкий уровень ставок за использование лесов, а также низкий уровень глубокой переработки древесины, вследствие чего теряется большая часть от возможной добавленной стоимости.

Лесное хозяйство как отрасль материального производства Российской Федерации на протяжении многих лет остаётся планово-убыточным.

Собственником лесов в России является государство, однако существующая модель использования лесных ресурсов, основанная на арендном подходе, привела к негативным последствиям. Лесное хозяйство России не интегрировано в рыночную экономику, не имеет своего конечного рыночного продукта и осуществляется в основном за счёт бюджетного финансирования.

В последнее время в лесном хозяйстве страны приобрели особое значение три проблемы, которые привлекают внимание специалистов и простых граждан не только в нашей стране, но и за рубежом, – лесные пожары, нелегальные рубки и распространение вредителей и болезней. У всех этих проблем одна и та же организационная причина – изменение, а фактически упразднение системы ведения лесного хозяйства и лесной охраны. Принятые нормативные документы, регулирующие лесопользование, лесовосстановление и лесозащиту, создали условия, при которых рациональное ведение лесного хозяйства невозможно. Кроме этого, ухудшается ситуация и с профессиональными кадрами, в первую очередь в части лесного хозяйства. Как отмечено в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 № 1989-­р), около четверти специалистов лесной отрасли не имеют профильного лесохозяйственного образования, при этом продолжается сокращение численности исследователей, работающих в лесных научных организациях.

Участники форума считают развитие лесного комплекса Российской Федерации важнейшей и актуальной научно-технической задачей, которой в настоящее время уделяется недостаточное внимание.

В результате обсуждения на форуме было признано, что основными целями стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации должны быть:

1. Обеспечение устойчивого управления лесами, непрерывного, не истощительного и многоцелевого лесопользования, сохранение и повышение продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности и биоразнообразия лесов, сохранение возможнос­ти выполнять ими в настоящем и будущем важные экологичес­кие, экономические и социальные функции.

2. Увеличение вклада лесного комплекса в развитие циклической экономики в целом и лесной биоэкономики, в частности, в условиях необходимости решения глобальных, региональных и локальных экологических проблем и проблем рационального использования природных ресурсов.

3. Увеличение доли лесного комплекса в валовом внутреннем продукте за счёт развития производств инновационных лесных продуктов и материалов нового поколения с высокой добавленной стоимостью, а также вовлечения в экономический оборот недревесных ресурсов лесов, их экологических функций и услуг.

4. Проведение научных исследований, разработка научного обоснования и подготовка квалифицированных кадров для организации отечественного лесного хозяйства и лесной промышленности современного уровня, которые имеют все основания стать ядром и локомотивом развития лесного комплекса в стране.

Для достижения целей стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации и повышения его роли в экономике страны необходимо решение многих назревших проблем в области научных исследований, подготовки кадров и инновационной деятельности.

Обеспечение эффективности лесного комплекса России и его конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке невозможно без переноса акцентов в развитии лесной отрасли на создание новейших технологий, инновационных разработок, научно обоснованных подходов в управлении.

Современное состояние лесной науки, технологического и технического обеспечения отрасли требует незамедлитель­ных и кардинальных действий по созданию эффективной системы научной и инновацион­ной деятельности, ориентиро­ванной на потребности лесной отрасли и государства в целом. Не менее остро стоят вопросы кадрового обеспечения. Создание современной системы непрерывной подготовки кадров для лесного сектора экономики потребует принятия системных решений как на федеральном, так и на региональном уровне. Развитие системы подготовки кадров и научно-­технического обеспечения требует действий в следующих направлениях:

• увеличение объёма финансирования целевых научно-­исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), определяющих развитие лесного сектора экономики (в 2,5-­3 раза), в особенности – исследований по рациональному учёту и использованию лесных ресурсов, глубокой переработке древесины (включая получение инновационных лесных продуктов с высокой добавленной стоимостью), исследований в области интенсивно развивающихся био-­экономики, био-­энергетики, био-­рефайнинга, био-­информатики, генетических исследований;

• концентрация финансовых ресурсов на разработке научных проектов продолжительностью 3–5 лет, на получение новых материалов, создание новых технологий, логистических решений.

Важным элементом государственной поддержки в этом направлении может быть разработанная Комплексная научно-­техническая программа – КНТП «Лес».

Необходимо преодолеть межотраслевые барьеры при организации, финансировании и проведении научных исследований между Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и другими ведомствами, что позволит избежать дублирования, распыления ресурсов и нерационального использования бюджетных средств.

Ведущую роль в проведении научных исследований и подготовке кадров для лесного комплекса Российской Федерации должны играть специализированные лесотехнические вузы, способные обеспечить связь науки, образования и реального сектора экономики. Одним из важнейших элементов в этой области может стать Санкт-­Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, являющийся старейшим лесным вузом страны.

 


Форум рекомендует:

1.Правительству Российской Федерации:

• рассмотреть вопрос о создании единого государственного органа, объединяющего лесное хозяйство, лесную промышленность и профильное лесное образование;

• принять меры к обновлению отрасли, повышению эффективности управления лесными ресурсами и увеличению степени переработки древесины.

2.Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

• оказать организационную, материально-техническую и финансовую поддержку классическому лесному образованию в Российской Федерации, которое имеет 217-летнюю ис­торию, является старейшим в мире и нуждается в дальнейшем развитии, и поддержать ФГБОУ ВО «Санкт-­Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова» в намерении участвовать в Программе стратегического академического лидерства в качестве национального опорного университета;

• при планировании и распределении контрольных цифр приёма в вузы по направлению подготовки 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство выделять достаточное количество бюджетных мест специализированным лесным вузам в соответствии с их заявками;

• поддержать Комплексную научно-­техническую программу КНТП «Лес».

3.Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральному агентству лесного хозяйства:

• продолжить работу по созданию законодательных и институциональных условий по полной интеграции лесного хозяйства в рыночную экономику, его переходу на самофинансирование и самоокупаемость, развитию конкурентной среды и созданию федерального рынка круглого леса на корню в форме электронной биржи;

• добиваться увеличения инвестиционных проектов, которые были бы направлены на развитие лесной инфраструктуры, проведение качественных лесохозяйственных мероприятий, комплексную переработку древесины и использование самых современных технологий по уходу за лесом;

• продолжить активную работу по внедрению модели интенсивного лесопользования;

• усилить контроль за оборотом древесины. Продолжить модернизацию системы ЛесЕГАИС. В частности, одно из концептуальных положений – учёт древесины только в электронном виде в ЛесЕГАИС. Обратить особое внимание на соответствие вырубок и сделок;

• при организации и финансировании отраслевых НИОКР учитывать научно-­технический потенциал лесных вузов и преодолеть ведомственную обособленность;

• оказывать поддержку научно-­техническим проектам, подготовленным в лесных вузах и направленным на решение актуальных задач лесного комплекса России, поданным для получения финансирования в различные российские и международные финансирующие организации;

• предусмотреть финансирование научно-­исследовательских проектов, направленных на развитие и внедрение в лесном хозяйстве современных прорывных технологий геномной селекции и геномного редактирования лесных пород.

4.Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

• для малых и средних предприятий рассмотреть возможность льготного кредитования в целях организации и модернизации производств, направленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

• разработать Стратегию развития лесного машиностроения до 2030 года, а также программу развития отечественного машиностроения с научно-­исследовательским обеспечением;

• при определении приоритетных направлений развития промышленности в Российской Федерации иметь в виду необходимость её перехода на принципы циклической экономики, био-­экономики, который невозможен без рационального использования возобновляемых природных ресурсов, важнейшими из которых в России являются лесные;

• при организации и планировании НИОКР принять к сведению результаты исследований и научный потенциал лесных вузов, который может быть использован в качестве возможного катализатора инновационного развития группы отраслей лесного комплекса;

• принять меры для ускоренного развития высокотехнологичных инновационных производств новых лесных продуктов с высокой добавленной стоимостью, создаваемых на основе НИОКР ведущих лесных вузов страны.


Дата публикации: 16 октября 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(272)
Теги: Форум




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий