Догоним Канаду по поставкам пиломатериалов!

Россия должна нарастить к 2024 году экспорт продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) высокой степени переработки до 17 млрд. долларов в год. Помочь в этом должны введение заградительных пошлин на экспорт кругляка и господдержка экспорта.

Российский экспорт продукции ЛПК в 2019 году, по информации портала «Сделано у нас», составил 12,3 млрд. долларов (рассчитано на основе данных ФТС и внешнеторговой статистики). Выше результат был только годом ранее (около 13,5 млрд. долл.), однако тогда на мировом рынке цены на целлюлозно-­бумажную продукцию были аномально высоки.

Основу экспорта лесопромышленной продукции составляют пиломатериалы с объёмом 4,63 млрд. долларов, на втором месте – бумага и картон – 2,04 млрд. долларов, а также древесные плиты и фанера – 2,03 млрд. долларов. Многие позиции уверенно растут в физических объёмах.

Так, за 2019 год экспорт шпона увеличился на 7,5%, специфических профилированных пиломатериалов – багетов, паркетной доски и других специфических пиломатериалов прибавил 9,2%, клеёной фанеры – 2,5%. Экспорт пиломатериалов растёт уже семь лет подряд – Россия прочно занимает второе место в мире, уступая только Канаде, причём разрыв сократился за последние пять лет с 45 до 15%.

В Российском экспортном центре (РЭЦ) говорят, что лесопромышленный комплекс является одним из ключевых направлений промышленного экспорта. Россия делает ставку на продукцию с высокой добавленной стоимостью – это позволит развивать производства на территории страны, а не просто зарабатывать на вывозе природного сырья. Номенклатура поставок достаточно широка – это фанера и различные древесные плиты, а также готовые изделия из дерева – ящики, бочки, деревянные полы и прочее.

Сегодня лесопромышленным компаниям доступны все меры поддержки, которые предоставляет государство. Наиболее востребованной, судя по всему, является компенсация до 80% затрат на транспортировку продукции. Так, в 2019-­м объём поддержанного по этой субсидии экспорта леспрома составил 112,7 млрд. рублей, сообщает РЭЦ.

Впрочем, речь идёт только о продукции, которая официально признана в России высокотехнологичной. Так, в прошлом году возможности компенсировать транспортные расходы лишились производители очень популярного в Европе экологически чистого биотоплива – пеллет. Поскольку гранулы пеллет изготавливаются из древесных отходов, они с натяжкой могут называться продукцией с высокой добавленной стоимостью.

С 2017 года топливные гранулы были включены в соответствующий перечень высокотехнологичной продукции, и экспортёры пеллет могли претендовать на субсидирование перевозок. А в 2019-­м их из списка изъяли, зато включили туда фанеру и различные виды древесных плит. Это не помешало обновить исторический рекорд – экспорт пеллет и брикетов в 2019 году вырос на 40%, до 293 млн. долларов, а Россия упрочила свои позиции в пятёрке крупнейших экспортёров этого вида продукции.

Несмотря на развитие ЛПК­-экспорта высокой степени переработки, экспорт леса­кругляка по-прежнему остаётся высоким. Россия является мировым лидером по экспорту круг­лого леса (15% мирового рынка). По данным разных источников, в среднем в стране добывается почти 22 млн. кбм лесоматериалов в год, а экспорт необработанных лесоматериалов составляет при этом 17-20 млн. кбм. То есть значительная часть добытой в России древесины уходит за рубеж. В связи с этим время от времени возникают инициативы запретить или существенно ограничить экспорт кругляка, чтобы сконцентрироваться на развитии производств на территории страны. Однако введение запрета стало бы нарушением обязательств в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Экспортёры круглого леса отмечают, что рынок и так пострадал от введения заградительных пошлин. С момента вступления России в ВТО самая высокая ставка (25%) сохранилась только для экспорта на азиатские рынки, но так как это ключевое направление, то рынок просел.

Согласно данным «Леспром Информ», дальневосточные компании за последние 10 лет потеряли до 50% поставок на китайском направлении, почти полностью утрачен рынок Японии. Освободившуюся нишу в этих странах заняли лесозаготовители из Канады, США, Австралии и других стран.

Поставки круглого леса в КНР по-прежнему остаются жизненно важными для дальневосточного бизнеса – около 80% леса идёт именно туда. Эпидемия коронавируса может ухудшить положение этого сек­тора – в середине февраля китайская сторона ужесточила фитосанитарный контроль лесоматериалов. Не допускается ввоз на территорию страны древесины с корой, что может означать огромные убытки для российских лесопромышленников. Таможня КНР готова пропустить и кругляк, обеззараженный методом фумигации или термической обработки, но выполнить требование сейчас невозможно из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.

Всё это происходит на фоне и без того усложнившейся ситуации в Дальневосточном регионе – за последний год пошлина на экспорт кругляка здесь поднялась до 60% и вырастет до 80% к следующему году.



Ирина Алпатова, «РГ».

Дата публикации: 23 марта 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(261)
Теги: Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий