Чертёж регуляторной гильотины

На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) был представлен новый законопроект о госконтроле, который, по сути, должен стать Контрольно-­процессуальным кодексом. Концептуальная идея проекта — перевести деятельность контролёров с «карательного» на превентивный подход. Так, инспекторы должны больше заниматься профилактической работой. Для этого им предоставляется довольно широкий инструментарий.

Среди профилактических мероприятий — информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролёрами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств. Осталось в качестве профилактической меры и предупреждение вместо штрафа, если нарушение не привело к угрозе или непосредственному причинению вреда (этого бизнес добивался ещё на прошлом этапе реформы КНД).

Вводится понятие контрольно­-надзорного производства — в его рамках каждый шаг инспектора и других участников должны иметь обоснование. Только после открытия производства ведомства могут проводить контрольно-­надзорные мероприятия (при наличии ежегодного плана проверок и согласия прокуратуры). Возможность сначала провести неотложные действия останется у инспектора только в экстренных случаях. При этом сохранена идея риск­-ориентированного подхода. Госконтроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда, определяющего выбор мероприятий, их содержание и интенсивность.

Эксперты считают, что таким образом власти «отказываются от гегемонии проверок», упор делается на новые, менее трудозатратные, более оперативные и действенные мероприятия. Заменить госконтроль можно будет независимой оценкой или контролем саморегулируемых организаций за своими членами, если это прописано в отраслевом законодательстве.

Законопроект должен вступить в силу с 2021 года — именно к этому времени правительство должно будет завершить ревизию устаревших и дублирующих требований в рамках «регуляторной гильотины». Сама «гильотина» также нашла себе место в проекте. В нём прямо указано, что предметом госконтроля не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных правительством и госорганами до 2021 года, включая акты СССР и РСФСР. Предыдущая версия закона о госконтроле будет отозвана из Госдумы. Вместо него планируется внести представленный Контрольно-­процессуальный кодекс. До этого документ будет обсуждаться с экспертным сообществом и бизнесом.



Евгения КРЮЧКОВА.

Дата публикации: 27 мая 2019
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(246)
Теги: Форум




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий