Главная роль второго плана

Порубочные остатки – тема, интересующая многих российских лесопользователей и обсуждаемая, как правило, в привязке к проблеме: что же с этими остатками делать? Именуют их в основном отходами, а между тем, как нам известно из детства, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.

Действительно, очень редко можно услышать, чтобы лесосечные отходы именовали в России побочными продуктами. Ответ на вопрос, почему, отнюдь не очевиден. Ведь словарь, трактующий экономические термины, определяет побочный продукт как «товар, производимый в процессе изготовления другого товара». Вроде бы всё верно, и отходы лесозаготовки по сути своей вполне укладываются в смысл словарной формулировки. Тем более что, как подсказывает тот же словарь, «благодаря продаже побочного продукта рентабельность производства становится выше, чем если бы побочный продукт просто выбрасывался либо требовал дополнительных затрат на утилизацию».

 


Разница большая

Как оказывается, разница между отходами и побочными продуктами конкретного производства заключается лишь в отношении к ним. Насколько выросла бы рентабельность лесозаготовительного производства, если бы утилизация порубочных остатков приносила заготовителю дополнительный доход, а не головную боль! Да вот только кому нужна вся эта биомасса – ветки, сучья, пни, вершины?

Обратившись к зарубежному опыту, понимаешь: нужна! И за неё готовы хорошо платить энергогенерирующие компании, имеющие опыт уже нескольких десятилетий в использовании порубочных остатков в качестве топлива для нужд муниципальных котельных. Правда, чтобы продать эти побочные продукты, их следует вовремя собрать для просушки до необходимой кондиции, перерубить в щепу и уже затем доставить потребителю. Последовательность именно такая, проверенная опытом и временем, ведь в свежей древесине содержатся кислоты, вредные для котлов. Кроме того, теплотворная способность сухой древесины значительно выше, чем у свежей, а именно в цельном виде древесина без проблем высушивается путём естественной сушки на воздухе, чего не скажешь о полученной из неё щепе, высушить которую даже с применением специальных устройств практически невозможно. Потому-­то и красуются вдоль дорог северной Европы и Балтии ровные высокие ряды бережно собранных на лесосеках отходов. Длина таких рядов достигает порой нескольких сот метров! Зрелище впечатляющее! Признаться, язык не поворачивается назвать всё это отходами.

Итак, остаётся лишь пору­бить просохшую древесину в энергетическую щепу, и вот он – готовый побочный продукт, который призван не только повысить рентабельность лесозаготовки, но и решить другие важные вопросы. К таковым относится значительное снижение риска лесных пожаров, неизбежно возникающего при сжигании отходов в лесах, а также получение «зелёной» энергии, что с каждым днём становится всё актуальнее.

Интересно, что в Финляндии, к примеру, существует целый сегмент экономики, занимающийся рубкой отходов лесозаготовки и их доставкой до потребителя. Обычно это небольшие предприятия, в арсенале которых – от одной до нескольких мобильных рубительных машин. А сами рубилки легко приобрести у местного производителя – Heinola Sawmill Machinery, который уже много лет является одним из мировых лидеров в данной сфере, имея впечатляющий опыт – более пятидесяти лет! Только за период с 2000 года более 70 единиц мобильных рубилок Heinola отправлено покупателям, многие из которых – постоянные клиенты производителя. Кстати сказать, более 300 рубительных установок Heinola и её предшественника Bioneer было поставлено в Россию и – ранее – в СССР. Среди них и мобильные установки – для производства энергетической щепы из лесосечных отходов и цельных деревьев непосредственно на лесосеке и в местах её примыкания к автодорогам, и стационарные, наиболее рационально используемые для выработки больших объёмов, как правило, технологической щепы.

 


Не только на лесозаготовках

Стационарные рубительные машины, рассчитанные на крупные объёмы древесины, конечно, гораздо тяжелее, выносливее, производительнее, но и дороже в сравнении с мобильными. Однако часто они более производительны, чем требует небольшое производство, скажем, гранульное, использующее в качестве исходного сырья для гранул не опилки, а низкосортную древесину. Грамотно решая производственные вопросы, такие предприятия, как правило, не могут позволить себе серьёзных инвестиций в стационарную рубительную установку, а потому покупают услугу мобильной рубки у специализирующихся в этом компаний. Практика эта довольно распространённая и выгодная обеим сторонам – и покупателю такой услуги, и поставщику, обеспечивая дополнительное поле для деятельности помимо переработки лесосечных отходов.

В Эстонии, к примеру, около 30% от общего объёма гранул изготавливают с участием мобильных рубительных установок. Одна рубилка обслуживает несколько заводов, работая на каждом из них в среднем в течение недели каждые два месяца, перерубая в щепу низкосортную древесину. Если же завод растёт и объёмы переработки увеличиваются, возникает потребность уже в стационарной рубительной машине, использование которой, конеч­но, снижает себестоимость рубки одного «куба». Однако это требует действительно серьёзного объёма (от 200 тыс. тонн гранул в год), чтобы рационально загрузить дорогую стационарную установку.

Как видим, роль мобильных рубительных машин в лесной промышленности хоть и не главная, но отнюдь не второ­степенная, и направление это продолжает активно развиваться, в том числе и в России. Совершеннее и выносливее становятся новые модели рубилок, и – что очень важно – самим своим появлением и рабочими характеристиками они обязаны пользователям своих предшественников. По крайней мере, именно так развивается продуктовая линейка Heinola Sawmill Machinery, где потребности рынка и заказчиков лежат в основе нововведений.

Свою самую новую модель мобильной рубительной установки HEINOLA 1014 TRUCK компания представит на ближайшей выставке FinnMetko, которая пройдёт в финском городе Jamsa 30.8­-1.9.2018. Посетить выставку — отличная возможность не только посмот­реть в работе новую модель, но и задать интересующие вопросы напрямую производителю. Кто знает, может быть, именно ваш вопрос или пожелание натолкнет конструкторов Heinola на новые свершения.



Полина МЕТС.


Дата публикации: 27 августа 2018
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(230)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий