Время перемен

Наш корреспондент встретился с начальником департамента лесного комплекса Вологодской области заместителем губернатора области Виктором Грачёвым и попросил ответить на несколько вопросов.

 

 

- Сейчас самая обсуждаемая тема — мировой финансовый кризис. И первый вопрос: что надо сделать на региональном и федеральном уровне, чтобы смягчить последствия кризиса для ЛПК?

- Ситуация в отрасли серьёзная, и необходимо оперативно решать возникающие проблемы. С этой целью требуется создание в регионах постоянно действующих комиссий по обеспечению устойчивого функционирования экономики лесного комплекса в субъектах РФ.

Очень важно, чтобы субъекты РФ принимали участие в финансировании строительства лесных дорог на арендованных участках, поскольку бизнесу не под силу в одиночку строить дороги — слишком велики затраты и слишком бедственное положение на предприятиях ЛПК.

В связи с резким падением спроса на лесопродукию как на мировом рынке, так и на внутреннем, особое значение приобретает формирование областных и муниципальных заказов на продукцию предприятий отрасли. Не менее существенной помощью лесозаготовителям может стать и компенсация из региональных бюджетов части процентной ставки по кредитам на создание межсезонных запасов древесины.

Реальную помощь в условиях кризиса лесной отрасли может оказать и федеральный центр, например, активизировать работу с банковским сектором, чтобы ЛПК имел доступ к кредитным ресурсам, а также:

- предусмотреть выделение бюджетных средств из резервного фонда на финансирование строительства лесных дорог, субсидирование части процентных ставок по кредиам, взятым на создание межсезонных запасов древесины;

- максимально сократить срок возврата НДС лесоэкспортёрам;

- в порядке исключения разрешить лесозаготовителям внесение арендной платы за пользование лесами по фактическим объёмам заготовки;

- предусмотреть сдерживание роста тарифов естественных монополий;

- предоставлять рассрочку уплаты НДС при приобретении машин и оборудования, не производимого в России;

- ввести налоговые льготы компаниям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты;

Только своевременная реализация всего комплекса антикризисных мер может дать эффект.

- Виктор Васильевич, что сделано администрацией Вологодской области для поддержки лесной отрасли?

- За последние пять лет предприятия ЛПК получили существенные льготы по налогу на имущество, по транспортному налогу, что позволило предприятиям пополнить свои оборотные средства, развиваться.

- Насколько изменилась за последние годы структура переработки древесины в области?

- Стратегия развития ЛПК области направлена на развитие глубокой переработки древесины, что и позволило в конечном итоге добиться результата: так, в 1996 году в области перерабатывалось 38% заготовленной древесины, а в 2008 году — уже 65%. В 1996 году 62% заготовленной древесины вывозилось из области, в 2008 году вывозилось лишь 35% кругляка. Следует отметить, что значительные изменения претерпела и структура экспорта лесопродукции. Например, в 1996 году 67% экспорта составляли круглые лесоматериалы, пиломатериалы лишь 8,4%, фанера — 8,8%, 15,8% — прочая лесопродукция, а в 2008 году экспорт кругляка составил лишь 27%, пиломатериалов — 40%, фанеры — 22%, прочей лесопродукции (ДВП, бумага, мебель, спички) — 11%.

Всё это убедительно доказывает, что глубокой переработке древесины в Вологодской области уделялось и уделяется самое серьёзное внимание.

Если обратить внимание на приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые в области, то здесь основное направление — глубокая переработка древесины. Намечено увеличение производства плит ДСП и МДФ, паркетной доски, шпона и фанеры, продукции ЦБК.

- В ходе нашей беседы вы не раз говорили об участии регионов и федерального центра в финансировании строительства лесных дорог. Что надо сделать, чтобы лесные дороги строились?

- В первую очередь необходимо ввести в нормативно-правовую базу классификацию объектов лесной инфраструктуры — магистральные лесные дороги, которые используются постоянно, в течение всего периода освоения лесного участка. Такие дороги должны строиться за счёт федеральных средств или на основе частно-государственного партнёрства. Временные дороги — «ветки», «усы» должны строиться за счёт средств лесопользователя. Не менее важно разработать технологические параметры лесных дорог с учётом использования современных большегрузных автопоездов, определить категорию магистральных лесных дорог как дорог необщего пользования; определить балансодержателя лесных дорог, построенных при участии бюджетов различных уровней или на основе частно-государственного партнёрства. Очень важно разработать методику софинансирования и размер субсидий федерального бюджета на проектирование и строительство магистральных лесных дорог. Лишь в этом случае сможем от слов перейти к делу, строить постоянные лесные дороги, без которых невозможно полное освоение расчётной лесосеки и эффективное освоение лесного фонда.

 

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Архангельск-Вологда-Архангельск.


Дата публикации: 9 февраля 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий