Бюрократизма прибавилось

17 мая 2015 года вступили в силу три приказа Минприроды об установлении новых форм отчётов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и о порядке их представления. Эти три приказа заменяют один более старый, прекративший своё действие также 17 мая 2015 года — приказ Рослесхоза от 14 февраля 2012 г. № 47 «Об установлении форм отчётов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления».

 

Ссылки на официально опубликованные приказы:

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2015 № 28 «Об установлении Порядка представления отчёта о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2014 № 573 «Об установлении Порядка представления отчёта об использовании лесов и его формы, требований к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.03.2015 № 129 «Об установлении Порядка представления отчёта об охране и защите лесов и его формы».

Главное изменение состоит в бессмысленном увеличении отчётности по использованию лесов. Согласно старому приказу, отчёты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении должны были представляться ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Даже такая частота отчётов была бессмысленной: большинство лесных работ имеет ярко выраженный сезонный характер, причём сезонность эта очень сильно зависит от региона и погодных условий конкретного года — поэтому поквартальные данные заведомо не позволяют сравнивать ни субъекты РФ друг с другом, ни показатели работы разных лет, ни выполнение годовых планов и графиков работ. Особенности погоды в том или ином сезоне легко могут приводить к перемещению запланированных мероприятий на предыдущий или последующий квартал — в этом нет ничего предосудительного, и федеральным органам управления лесами совершенно незачем контролировать такие изменения. Да и некому нынче в федеральных органах управления лесами даже просто проанализировать такие объёмы разнообразной информации.

Тем не менее авторы нового приказа пошли дальше: теперь отчёт об использовании лесов для заготовки древесины, а также для других видов использования лесов, связанных с рубками, представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным. То есть таких отчётов станет втрое больше — не четыре в год, а целых двенадцать (при том, что и четыре были излишними, в реальности хватило бы и одного, годового). Теперь ежемесячно по каждой рубке (!) должны указываться, в числе прочего, не только общий объём заготовленной древесины, но и её видовой (породный) и сортиментный состав. Поскольку в реальности породный состав фактически заготовленной древесины, а тем более её сортиментный состав, по каждой рубке в процессе заготовки никто в реальности не считает (это просто никому не нужно) — очевидно, что в отчётах будет указываться в лучшем случае правдоподобная, но выдуманная информация. Проверить это в оперативном режиме всё равно практически невозможно - то есть такая ежемесячная отчётность заведомо лишена какого бы то ни было практического смысла. Но объём бюрократической работы вырастет весьма значительно: ежегодное количество лесосек в России исчисляется первыми сотнями тысяч, и по каждой ежемесячно придётся выдумывать довольно значительное количество правдоподобных, но не имеющих отношения к реальной жизни показателей.

Таблички в отчёте об использовании лесов для заготовки древесины на первый взгляд стали меньше. Но это впечатление обманчиво: в старой редакции просто была большая таблица для породного состава — теперь же она сжата до одной клеточки в таблице по использованию лесов для заготовки древесины; но указать в ней надо всё тот же видовой (породный) состав. Более того — старая форма предполагала только разделение древесины на деловую и дровяную, новая же предусматривает указание сортиментного состава (кроме как при хлыстовой заготовке). Из положительного — исчез бессмысленный пункт «средняя плата за единицу объёма лесных ресурсов».

Особо отметим, что приказ не делает никаких исключений и не предусматривает никаких особенностей для граждан, заготавливающих древесину для собственных нужд — то есть каждый сельский житель, купивший себе право на заготовку десятка кубометров дров, пока не закроет договор купли-продажи, должен будет ежемесячно подавать такую форму отчёта. В большинстве случаев, разумеется, жители эти отчёты подавать не станут - и это будущая большая головная боль для лесничих, руководителей органов управления лесами в субъектах РФ и т. д.

Остальные отчёты в целом аналогичны старым и по-прежнему будут подаваться ежеквартально (что совершенно бессмысленно — но по крайней мере уровень бессмысленности в отчётах по охране, защите и воспроизводству лесов не увеличился).



Дата публикации: 16 июня 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(173)
Теги: Законодательство



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий