Лес на вес золота

Среди зарубежных потребителей растёт спрос на российские пиломатериалы. Их популярность обеспечивает качество древесины из Северо-Западного и Сибирского регионов — плотная структура и прочность при переработке. На российском рынке лидерам сегмента приходится труднее: они вынуждены бороться с недобросовестной конкуренцией «серых» участников рынка, продающих свою продукцию по демпинговым ценам.

По данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2013 года общий объём российского экспорта пиломатериалов вырос на 7,3% (в годовом исчислении) и составил 11,06 млн. тонн. Общую стоимость проданных за рубеж пиломатериалов оценили в 3,33 млрд. дол. — это на 7,4% выше показателей прошлого года.

Что касается объёмов производства, то в течение пяти лет (с 2008 по 2012 год), по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО ООН), они росли вместе с объёмом экспорта — 8% (3 млн. кбм) и 13% соответственно. Однако с января по сентябрь 2013 года объём промышленного производства пиломатериалов незначительно снизился, по версии Федеральной службы государственной статистики (Росстата) — на 1,6%, до 15,8 млн. кбм.

Внутри сегмента пиломатериалов разные виды продукции показали как положительную, так и отрицательную динамику. Так, производство клеёной фанеры увеличилось на 3,8%, до 2,5 млн. кубометров. В плюсе остались и оконные блоки — на 2,1%, до 757 тыс. кбм. Из снизивших темпы — древесно-волокнистые плиты: -9,6%, до 310 млн. условных кубометров. Компанию им составили строганый шпон: -11%, до 748 тыс. кбм, и дверные блоки: 0,2%, до 11,1 млн. кбм.

Увеличение объёмов экспорта объясняется ростом спроса на пиломатериалы. «С 2013 года наблюдается стабильный рост спроса на пиломатериалы»,— отмечает генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий Крылов. Основной спрос обеспечивают зарубежные потребители. «За рубежом спрос на российские пиломатериалы высок в первую очередь за счёт высокого качества исходного материала — древесины, обладающей высокой плотностью и особой красотой благодаря условиям произрастания»,— поясняет эксперт. «Преимущество российских пиломатериалов традиционно заключается в самом качестве древесины, произрастающей на территориях Северо-Западного и Сибирского регионов: она имеет более плотную структуру по сравнению с древесиной из европейских стран»,— соглашается Антон Завалковский, генеральный директор холдинга «Инвестлеспром». Кроме того, напоминает эксперт, благодаря климатическим условиям северные леса РФ меньше повреждаются насекомыми и микроорганизмами. Соответственно, такая древесина более прочная и стойкая при дальнейшей её переработке.

Чтобы завоевать нишу на зарубежном рынке, российским лесозаводам необходим не только качественный продукт, но и сервис. «Компания должна обеспечивать поставку широких спецификаций, ориентированных на потребности покупателя, гарантировать отгрузку точно в срок и обеспечивать стабильное качество продукции в любое время года»,— отмечает Дмитрий Крылов. Кроме того, импортёры предпочитают поставщиков, готовых предложить товарный кредит или дать отсрочку по платежам за поставленную продукцию.

Те, кому удалось выполнить эти требования, успешно конкурируют с европейскими лидерами — скандинавскими концернами Sodra, Stora Enso, Setra, UPM, Metsa Group, Moelven и др. «Если говорить о доле российских пиломатериалов в общем объёме мирового производства, то она весьма скромная — менее 3%»,— оценивает Антон Завалковский.

«Первую скрипку всегда играют скандинавские производители,— соглашается Дмитрий Крылов.— Тем не менее ряд российских предприятий имеют очень высокую репутацию среди покупателей, и их продукция используется наравне со скандинавской, а иногда и превосходит её по популярности».

Спросом у импортёров пользуются российские пиломатериалы из древесины хвойных пород (ель, сосна, лиственница). «Причём к поставщикам экспортной продукции предъявляются очень высокие требования по качеству древесины и правильной геометрии доски, возможностям обеспечить широкую размерную линейку, поставку определённых длин пиломатериалов и сортовую спецификацию»,— рассказывает Антон Завалковский.

Речь идёт прежде всего о международных стандартах FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет) или PEFC (Programme for the Endorsement of Forest Certification Scheme). Кроме того, продукция должна выдерживать ценовую конкуренцию с аналогичной продукцией других российских производителей, напоминает эксперт.

«В условиях развития российской домостроительной отрасли спрос на продукцию лесопиления на внутреннем рынке растёт,— подтверждает предположения Антон Завалковский.— Но надо отметить, что он имеет ярко выраженный сезонный характер — во втором и третьем кварталах. В остальное время года спрос очень резко падает».

Сезонный характер имеет и волатильность цен на продукцию лесопильной промышленности, причём как на внутреннем, так и на внешнем рынке, отмечают аналитики. «Колебания средней цены, как правило, происходят в интервале + 5-10 евро/кубометр в зависимости от сезона. В кризисные периоды в мировой экономике цена может снижаться на 30-40%»,— подсчитал Антон Завалковский.

Однако в прошлом году цены выросли на 20%, подчеркивает Дмитрий Крылов. Более того, эта тенденция останется неизменной и в следующем году, считают эксперты. Помимо стабильного спроса со стороны Китая и Японии сыграет роль активное восстановление спроса на рынках Северной Америки и Северной Европы.


Мария Карнаух.


Дата публикации: 14 апреля 2014
Опубликовано в "Лесной Регион" №07 (150)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий