Конфликтная ситуация

Лесная отрасль переживает не лучшие времена, и чтобы удержаться на рынке, предприятия берут крупные кредиты для модернизации производства. Что нередко орождает конфликтные ситуации. Яркой иллюстрацией этих проблем может служить коллизия, которая сложилась между Сбербанком России и ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» в Коми. Руководство страны взяло курс на углубление переработки древесины внутри страны. Вот и Жешартский комбинат проводил модернизацию производства за счёт кредитных средств Сбербанка. Суммарно с 2002 года комбинат получил 4 млрд. рублей кредитных ресурсов от Сбербанка. Причём условия предоставления кредитов для комбината всегда были особые. Хотя средняя ставка банка за это время составила 22%, комбинат получал кредиты по ставке не более 12%.
Но кризис 2008 года привёл к печальным последствиям: в апреле 2009 года комбинат подал иск на банкротство, было введено наблюдение. Сбербанк в свою очередь предоставил отсрочку в погашении долга до ноября 2011 года. И продолжил кредитование — выдал 170 млн. рублей на восстановление производства. Таких льгот в Коми не давали никому. Позиция банка объяснялась тем, что комбинат — градообразующее предприятие для посёлка Жешарт и допустить банкротство нельзя из социальных соображений.
А дальше случилось странное. Вместо того чтобы восстанавливать производство, комбинат в 2010—2011 годах принялся перезаключать контракты с партнёрами. Причём что особенно странно: новыми партнёрами оказывались предприятия, подконтрольные руководителям комбината. Сбербанк на такие действия согласия не давал. А без его согласия обойти было нельзя, ведь имущество и комбината, и партнёров находилось в залоге у банка. Банк беспокоился не зря: как только практически вся деятельность комбината была переведена на другие площадки, комбинат перестал исполнять свои обязательства перед банком. Случилось это в 2011 году. Итог предсказуем: в сентябре 2012 года суд признал предприятие банкротом и назначил временного управляющего, чтобы он «разгрёб» финансовые завалы и урегулировал отношения банка и комбината. Отчёт о финансовом состоянии должен был быть готов к весне этого года.
Но разумный сценарий вновь не был реализован. Руководство комбината завалило суд исками к Сбербанку, доказывая, что требования банка ничтожны. Ситуация усугублялась тем, что с 2009 года процедуры наблюдения осуществляли подконтрольные руководству люди.
Но сколько верёвочке ни виться... Судьба комбината решается в эти дни. Одно заседание суда уже состоялось. Позиции понятны: руководство завода умоляет простить их, не банкротить, обещает всё заплатить банку. А представители банка не верят. И основания для этого, как видим, есть. Сотрудники Сбербанка настаивают: оздоровить комбинат через банкротство, руководство сменить, комбинат поставить под контроль банка. Только так можно спасти производство и не допустить в посёлке социального взрыва.
При этом, понимая социальную значимость предприятия, банк вырабатывает план его оздоровления. Тезисы такие: никого не увольнять, производство не останавливать. К сожалению, местные власти, памятуя о старом добром способе давления, принялись играть словом «банкротство» и пугать им население. Впрочем, эта пропаганда имеет мало успеха: достаточно посмотреть, что пишут в интернете жители посёлка, чтобы понять: уж они-то знают, кто прав, кто виноват.
Так что ситуация фантасмагорическая. С одной стороны, квазисоциальная риторика на службе горе-топ-менеджеров комбината, умудрившихся за два года превратить комбинат в пустое место. С другой — внятная позиция федерального банка, который ратует за восстановление производства, в том числе потому, что банк надеется вернуть свои деньги. Посмотрим, как будут разворачиваться события. Ведь эта коллизия может стать «матрицей решений» и для других регионов.

По сообщениям информагентств.

Дата публикации: 15 сентября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(138)
Теги: Кризис




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий