Новые задачи лесхозов

Реформы лесного хозяй­ства всё глубже, но так и нет полной ясности — как работать в новых условиях лесхозам. Это ещё раз подтвердило прошедшее в Архангельске совещание руководителей лесхозов. На этот раз директорский корпус был «усилен» главными бухгалтерами лесхозов, у которых за три месяца работы поновому также накопилось немало профессиональных вопросов.

Открывая совещание, руководитель «Архангельсксельлеса» Леонид Дружинин призвал собравшихся к откровенному деловому разговору. Заметим, что с января этого года лесхозы вынуждены продолжать выплаты выходных пособий всем попавшим под сокращение в лесном хозяй­стве. И чтобы помочь лесхозам изыскать средства на эти цели, им были выделены лесные ресурсы.

В ходе совещания руководители отделов «Архангельсксельлеса», департамента ЛК ответили на многочисленные вопросы участников.

Заместитель директора департамента ЛК Архангельской области Виктор Гладышев дал оценку тушению пожаров в прошлом году, рассказал, что планируется сделать во время подготовки к новому пожароопасному сезону и как будет организовано тушение лесных пожаров в регионе.

Изменилась схема финансирования затрат на тушение пожаров, что приводит к таким казусам: лесхозы вправе тушить только лесные пожары, а вот сельхозпалы работники лесхозов тушить не должны. Расходы по тушению травы государство не компенсирует. Как выяснилось в ходе дискуссии, из этого положения выход есть — муниципальным образованиям, МЧС необходимо изыскать средства на оплату лесхозам затрат на тушение сельхозпалов, поскольку, как прозвучало на совещании, почти 8090% лесных пожаров весной начинается именно с поджогов сухой травы.

По словам Виктора Николаевича, в прошлом году частые дожди снизили пожарную опасность в лесах области, однако рассчитывать, что летом вновь пойдут дожди, не приходится – надо готовиться к сухому и жаркому лету.

Затем Виктор Николаевич остановился на том, кто несёт ответственность за тушение лесных пожаров, какие силы и на каких условиях будут задействованы и что необходимо сделать для подготовки к пожароопасному периоду за оставшееся время.

Далее к совещанию подключились заместитель главы администрации области по природным ресурсам и экологии Александр Давитиашвили и директор департамента ЛК Архангельской области Николай Кротов.

Речь пошла о том, что перед лесхозами стоят большие задачи по лесовосстановлению, и необходимо заниматься сбором семян, обеспечить посадочным материалом не только собственные потребности, но и лесозаготовителей, большинство которых теперь обязаны вести лесное хозяйство. Также предложено сформировать единые цены на семена и на посадочный материал, чтобы у арендаторов лесного фонда не было соблазна купить семена и посадочный материал по неоправданно низким ценам.

Александр Шалвич в своём выступлении основное внимание уделил разнообразию цен на древесину, по которым лесхозы её реализуют. Возникают парадоксальные ситуации, когда заготовленный лес (сортименты) реализуются порой по более низкой цене, нежели лес на корню.

Ряд арендаторов лесфонда сами не ведут заготовку леса, привлекая для этого сторонние организации. И в области сформировалась рыночная цена в 400 рублей за заготовленный куб.

С учётом стоимости леса
на корню легко просчитать цену одного кубометра древесины, которая никак не может быть ниже себестоимости.

Однако, как следует из отчётов, некоторыми лесхозами древесина реализуется по значительно более низкой цене, чего быть не должно.

В прошлом году в области заготовлено 13,4 млн. кбм. Из них 3 млн. заготовлено по лимитам, выданным районам области для обеспечения соцсферы и населения дровами,
3 млн. — лесхозами, остальной объём освоен лесопромышленниками.

Из заготовленных 13,4 млн.
кбм древесины вывезено лишь половина. О чём это говорит? Получается, что промышленность отчиталась и за заготовку, и за вывозку, а вот муниципальные образования и лесхозы отчитались лишь за заготовку леса, а вот вывозкой, реализацией занимались предприниматели. Что мешает лесхозам самостоятельно, без посредников реализовывать древесину переработчикам? Вопрос остаётся без ответа.

В прошлом году департаментом ЛК был издан приказ № 77, который обязывал по конкурсу привлекать лесозаготовительные предприятия для проведения рубок ухода, а древесину от этих рубок реализовывать ведущим лесопереработчикам области через аукцион. По всей видимости, этот документ был не безупречен, за что подвергся жёсткой критике.

Однако один из лесхозов, в полном объёме выполнивший спорный приказ, более чем в 2,5 раза увеличил цену реализации древесины от рубок ухода. Таким образом, область без каких­либо затрат и расходов значительно увеличила доходность лесного ресурса.

Известно, что решением
Правительства РФ с 15.03.2008 отменены правила отпуска древесины на корню. И на первый взгляд может показаться, что теперь и штрафов за лесонарушения не будет. Как пояснил Николай Кротов, это не так. Поскольку никто не отменял Кодекс об административных правонарушениях, в котором за нарушения лесного законодательства предусмотрены строгие наказания.

Поэтому — пока не приняты новые правила отпуска древесины – департаментом ЛК подготовлен проект распоряжения о взимании неустоек за нарушения правил лесопользования. Этот проект направлен членам коллегии департамента ЛК, и после обсуждения всеми заинтересованными сторонами правила будут введены в действие.

Также лесхозам было предложено более активно сотрудничать с муниципальными образованиями и лесопользователями — к примеру, предлагать услуги по заготовке дров, по ведению лесного хозяйства и тушению пожаров в лесфонде, переданном в аренду.

Лесхозам предстоит учиться работать в рыночных условиях. Не исключено, что у лесхозов появятся конкуренты, и в такой борьбе выживает сильнейший.


Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 24 марта 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий