Целлюлозно-бумажные потрясения

Структура лесопромышленного рынка меняется на глазах. В Северо-Западном федеральном округе это выбивает из колеи комбинаты один за другим, причём из числа некогда крупнейших. Однако объём производства целлюлозы, а также упаковочной бумаги и картона идёт в рост. При общем незначительном снижении лесозаготовки в 2012 году на спад пошло производство газетной бумаги, а в рост – выпуск целлюлозы и упаковочных материалов, в том числе самого востребованного вида упаковки – гофрокартона.
Кроме древесины, подвергшейся слабой переработке (например, пиломатериалов), лесопромышленные предприятия в СЗФО производят и экспортируют следующие товарные группы: клеёную фанеру, целлюлозу, упаковочную и газетную бумагу, щепу. На внутренний рынок идёт офисная бумага потребительских форматов (летом в Архангельской области «Илим» запустит первое в России производство высококачественной мелованной бумаги).
Ставки импортных пошлин на такую продукцию тем временем снижены, что значительно осложняет российскому производителю выход на внутренний рынок, поделённый между европейскими и азиатскими поставщиками. Уменьшение экспортных ставок на круглый лес также может подействовать негативно – ориентировать поставщиков леса на Запад в ущерб отечественным переработчикам.
Кроме того, за последние два года структура деревообрабатывающего производства сильно изменилась под воздействием спроса. Так, по данным европейских экспертов, за 2011—2012 годы спрос на газетную бумагу упал более чем на 30%, а на упаковочную – существенно вырос. В первую очередь этот тренд проявился в Европе. В России он также отмечен, но с заметным отставанием. Возникла необходимость в быстром перевооружении отрасли, которое смогли осуществить не все предприятия.
«Такие ЦБК, как Кондопожский и Сегежский в Карелии изначально ориентировались на европейского потребителя, но их основной товар – газетная бумага – потерял актуальность на этом рынке. Кроме того, европейцы всё больше предпочитают использовать низкотоварную древесину. Это нужно учитывать. Работа по изменению нормативов рубок ведётся сейчас в Рослесхозе, с учётом региональных особенностей субъектов», – говорит руководитель департамента лесного хозяйства по СЗФО (Рослесхоза) Андрей Карпилович. Он уверен, что свой вклад в сложившуюся ситуацию внесли и банки, уловившие конъюнктуру и пересмотревшие кредитную политику в отношении теперь уже проблемных производств, которым стало нечем платить по старым кредитам и за сырьё. Так, Кондопожский ЦБК вступает в стадию банкротства. Сегежский ЦБК находится в сложной финансовой ситуации, а работа на нём практически остановлена. На пороге банкротства оказался и Соломбальский ЦБК в Архангельске.
Сегодня 85% лесопереработки лежит на крупных компаниях, которые уверяют, что готовы и к оперативному перевооружению, и к обострившейся конкуренции. «Лесная промышленность России обладает потенциалом стать конкурентоспособной на глобальном рынке. Не думаю, что нужно волноваться о конкуренции. Конечно, понадобится определённое время для адаптации, именно поэтому пошлины должны снижаться плавно», – комментирует президент International Paper в России Маркс Франц Йозеф. 
«Для развития этой отрасли необходимы конкурентная среда и привлекательные условия для инвестиций, и здесь России приходится конкурировать с такими странами, как Бразилия или Индонезия. Именно туда перемещаются производства из стран – традиционных поставщиков целлюлозно-бумажной продукции. И Россия просто обязана бороться за эти
инвестиции. К прошедшему недавно Госсовету по лесной отрасли мы подготовили целый набор предложений, в том числе по стимулированию привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс. Например, при реализации приоритетных инвестпроектов мы предлагаем использовать механизм государственно-частного партнёрства», – рассуждает директор по информации и общественным связям Группы «Илим» Артём Савко. Такое партнёрство, указывает он, подразумевает обязательства инвестора по строительству объекта по глубокой переработке древесины, а государства – по созданию внешней инфраструктуры данного объекта, включая лесные дороги. 
Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин считает предложенный механизм эффективным инструментом развития отрасли, а также предлагает в рамках партнёрства предусмотреть формы субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным лесопроизводителями в российских кредитных учреждениях. «Это будет справедливо и воспринято бизнесом на ура», – полагает он. 

Ирина ПОЛЯКОВА.

Дата публикации: 18 мая 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(132)
Теги: Кризис




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий