Image

Давление укрепляет лесную отрасль?

21 октября 2024

Мало кто из лесопромышленников России сейчас помнит те проблемы, которые казались им глобальными всего несколько лет назад. Например, введение ЛесЕГАИС некоторые называли едва ли не началом конца всего российского ЛПК! А запрет на вывоз «кругляка»?

Это и многое другое сейчас представляется сущей мелочью по сравнению с теми бедами, которые обрушились на лесную отрасль нашей страны после начала СВО и введённых затем многочисленных санкций коллективного Запада против РФ. Но лесная отрасль России выстояла и продолжает развитие. Рост был бы ещё заметней, если бы ей не мешали не только снаружи, но и внутри страны…

 

Доходы растут. Но не у всех

По данным Рослесинфорга, доходы государственного бюджета РФ от использования лесов по итогам первого полугодия выросли на 10% год к году, до 38,5 млрд. руб. Чиновники лесоучётной организации Рослесхоза отмечают, что показатели по платежам выросли в 56 регионах РФ.

Наибольшая часть доходов государства традиционно пришлась на лесозаготовку, которая принесла казне 23 млрд. руб., что на 16,4% больше, чем за тот же период в 2023 году.

По данным Рослесхоза, лесозаготовка в первом полугодии выросла на 2,1% до 91,5 млн. кбм. Наибольший рост наблюдался в Сибирском федеральном округе (СФО), лидере по объёму лесозаготовки в РФ. Показатель в СФО увеличился на 7,3%, до 29,8 млн. кбм.

В Северо-­Западном федеральном округе заготовка снизилась на 0,9%, до 24,2 млн. кбм, в Приволжском федеральном округе — на 0,6%, до 13,2 млн. кбм. В другом государственном учреждении увеличение объёмов заготовленной древесины оценили скромнее – по данным Росстата, они выросли в январе-­июне на 5%.

Но любой рост не может не радовать, тем более что чиновники Рослесинфорга заявляют, что рост доходов от использования лесов позволяет расширить программы финансирования лесовосстановления, закупки лесохозяйственной и лесопожарной техники и оборудования, формирования запаса семян и ухода за лесными культурами.

Между тем некоторые эксперты утверждают, что рост доходов государства вовсе не означает, что растёт прибыль предприятий ЛПК. Дело в том, что при аренде плата взымается за разрешённый к заготовке объём, а не за фактически заготовленный. К тому же в январе 2024 года ставки были проиндексированы на размер инфляции, скорее всего, это тоже повлияло на показатели.

Одновременно с этим предприятия лесной отрасли лишились тех льгот, которые буквально выпросили у властей в связи с западными санкциями; эти льготы, вопреки пожеланиям лесопромышленников, не были продлены на 2024 год.

Аналитики обращают внимание на то, что реальные показатели объёмов лесозаготовок в некоторых регионах снижаются. А ещё тревожной тенденцией они называют то, что динамика поступлений налога на прибыль предприятий ЛПК здорово отличается от динамики роста поступлений арендной платы.

 

Колёса диктуют вагонные...

У российского ЛПК особые отношения с ОАО «РЖД». С одной стороны, лесные грузы составляют около 3% всех перевозимых железнодорожниками объёмов, так что особого пие­тета перед отраслью РЖД не испытывает и регулярно поднимает тарифы. С другой стороны, РЖД является монополистом, и предприятиям ЛПК волей-неволей приходится принимать навязываемые условия.

Недавно в интернет-­издании «Давыдов. Индекс» было приведено мнение заместителя председателя Архангельского областного Собрания депутатов, председателя комитета по лесопромышленному комплексу и природопользованию Александра Дятлова по поводу возможного повышения тарифов на перевозку грузов по железной дороге в 2025 году: «Надо сказать, что лесопромышленные предприятия Северо-­Запада уже несколько лет испытывают трудности в связи с закрытием европейских рынков и фактической отменой или сокращением большинства мер государственной поддержки.

Поэтому на фоне планов РЖД у них возникает вопрос: почему вообще им надо будет платить больше за и так весьма нестабильную работу железнодорожников? Ведь положение предприятий ЛПК, лесопромышленного комплекса, осложняют и другие нововведения.

С 2025 года в России начнёт действовать ФГИС­ЛК, Федеральная государственная информационная система лесного комплекса. Она объединит данные о лесничествах, древесине, сделках с ней и с продукцией её переработки и так далее, включая и сведения по лесоустройству.

Но данные ФГИС­ЛК могут отличаться от фактического положения дел по составу, объёму и выходу древесины на участках, а при обнаружении расхождений с лесной декларацией система будет блокировать оформление сопроводительных документов или сопровождать их пометкой о нарушении. И продолжать рубку будет нельзя до исправления несоответствий в документах.

Лесопромышленникам предстоят существенные расходы на установку на всей технике терминалов с автоматической передачей данных в систему. Комплект оборудования на одну машину обойдётся не менее чем в 35 тыс. рублей, и это ещё без учёта оплаты конструктивных изменений, которые могут потребоваться ряду технических средств для установки такого оборудования!

А специалисты говорят, что в первом квартале, пока старая система будет обновляться, подача лесных деклараций вообще может сделаться невозможной. Тогда ряд предприятий ЛПК могут оказаться вынуждены прекратить работу до весны.

Ещё у нас растёт арендная плата по расчётной лесосеке. В сравнении с 2021 годом за два года, с 2022 по 2024-­й, она увеличилась где-то на 17%, а с начала следующего года подрастет ещё приблизительно на 4%, судя по уже утверждённым повышающим коэффициентам. И в этой ситуации перевозчики хотят увеличить тариф на 17%!

Причём проблем с РЖД, как я уже говорил, достаточно и сейчас: с осени 2022 года вагонов и платформ для продукции предприятий ЛПК не хватает, так как эти платформы и вагоны, в том числе уже с грузом леса, нередко надолго бросают в пути, и они просто ждут, когда до их перевозки дойдёт очередь.

Объёмы перевозок лесных грузов за 2023-2024 год снизились более чем на 20%. Зато провозные тарифы растут ежегодно на 8-10%, а с начала этого года грузовые компании повысили плату за перевозку лесных грузов на 25-­30% (а кое-где и наполовину), чтобы возместить свои потери из-за затянутых сроков оборота подвижного состава.

В результате лесопромышленники оказались под угрозой ещё более значительного падения объёмов реализации продукции и выручки, а это будет означать уже сокращение заработной платы и рабочих мест.

Учитывая, как сложно стало брать кредиты на фоне высокой ключевой ставки, поддержать предприятия буквально нечем, тем более что цены на продукцию лесопромышленного комплекса так и не превысили показатели 2021 года.

Вспомните ещё, что платежи из Китая, куда сейчас идёт эта продукция, стали задерживаться, и вы поймёте, что в таких условиях большинство лесопромышленных компаний нашего макрорегиона вскоре будут работать себе в убыток. Можно ли в этом режиме продержаться долго?»

Вопрос, как говорится, интересный, но вне зависимости от того, каким будет ответ, экспертам отрасли понятно – для предприятий ЛПК нужна реальная государственная поддержка. Нельзя утверждать, что без них отрасль не выживет, она выходила невредимой и не из таких испытаний.

Но вот о быстром и уверенном развитии лесной отрасли страны в таких условиях мечтать не приходится, если не дать предприятиям ЛПК вполне посильные для государства льготы и не оказать лесозаготовителям и деревообработчикам давно известные всем чиновникам меры господдержки.


Григорий Чащин.

Другие новости по теме:

Другие новости

image
23 мая 2023
Продажа необработанной древесины за рубеж сократилась
Читать >
image
11 сентября 2023
Увеличили доход от использования леса
Читать >
image
11 апреля 2022
Доходы минус расходы
Читать >
image
5 декабря 2022
Отрасль деревообработки несёт потери
Читать >