Image

Лес лёг на рельсы

12 мая 2025

Отгрузки лесопромышленных грузов в первом квартале умеренно выросли

Железнодорожные перевозки лесопромышленной продукции в России в начале года показали рост. Но если на внутреннем рынке рост был устойчивым, несмотря на логистические трудности из-­за тёплой зимы, то в случае с экспортом он в большей степени объясняется низкой базой прошлого года. Из-за низких цен и высоких транспортных расходов поставки за рубеж из части регионов стали нерентабельными, указывают участники рынка.

Отгрузки леса и пиломатериалов по железной дороге, включая контейнерные перевозки, в первом квартале 2025 года выросли на 3% год к году, до 7,7 млн. тонн, сообщили в аналитическом центре «ТрансЛес».

Внутренние перевозки древесины для переработки увеличились на 4%, до 4,8 млн. тонн, несмотря на затруднённую вывозку из-­за распутицы в связи с аномально тёплой погодой во многих регионах, указывают эксперты. При этом ограниченность предложения древесины из-за тёплой зимы способствовала росту цен на пиловочник и фанерный кряж в среднем на 10% по сравнению с декабрём 2024 года, добавляют они.

Погрузка пиломатериалов на экспорт за этот период увеличилась на 5%, до 2,2 млн. тонн, круглого леса – сократилась на 13%, до 0,4 млн. тонн. Общая погрузка этих грузов выросла на 1%. Но, отмечают в «ТрансЛесе», динамика обусловлена низкой базой прошлого года, а по сравнению с первым кварталом 2023 года погрузка на экспорт снизилась на 8%.

Ключевым получателем лесных грузов остался Китай. По данным «ТрансЛеса», в первом квартале страна закупила 1,6 млн. тонн пиломатериалов и 0,4 млн. тонн круглого леса из РФ, что на 0,4% и 10% меньше, чем годом ранее. Эксперты поясняют, что китайские потребители отдают предпочтение закупке необработанной древесины, из-за чего доля РФ, которая ограничила отгрузку этого вида продукции, на китайском рынке продолжает снижаться.

По данным ОАО «РЖД», погрузка лесных грузов по итогам трёх месяцев выросла на 0,1%, до 7 млн. тонн. Только в марте перевозки лесных грузов увеличились на 6,3%, до 3,6 млн. тонн, в том числе на 1,5%, до 1,3 млн. тонн, в экспортном сообщении и на 8,4%, до 2,1 млн. тонн, во внутрироссийском. Перевозки лесных грузов в контейнерах в марте увеличились на 0,4% год к году, до 51,4 тыс. TEU.

В «ТрансЛесе» отмечают общее снижение спроса на продукцию ЛПК из-­за замедления рынков недвижимости ключевых стран: Китая, США, Европы, Японии. В дальнейшем на спрос в Китае могут повлиять пошлины США, считают аналитики. Как поясняют в «ТрансЛесе», низкий спрос на древесину приводит к усилению конкуренции между странами-­поставщиками, особенно за рынок КНР. На китайском рынке недвижимости сохраняется небольшое улучшение конъюнктуры, но накопившиеся запасы нераспроданных объектов серьёзно давят на сектор, указывают в «ТрансЛесе».

В «ТрансЛесе» отмечают, что в Архангельской области расходы на перевозки водным транспортом выросли на 20%, а передвижение по некоторым рекам ограничено. Так, лесопромышленники указывают на отсутствие дноуглубительных работ на реке Северная Двина. Также на рынке отмечают рост затрат на железнодорожные перевозки и дефицит подвижного состава.

Глава комитета Архангельского Заксобрания Александр Дятлов говорит, что региональные предприятия вынуждены были переориентироваться на железнодорожный транспорт, что привело к увеличению сроков оборота контейнеров и времени поступления выручки, которая к тому же сократилась. В связи с этим он считает необходимым утверждение субсидий на морские перевозки из портов Северо-Запада и увеличение компенсаций расходов на железнодорожные перевозки.

Глава Минпромторга Антон Алиханов в апреле на совещании по развитию ЛПК говорил, что регуляторы будут искать возможность для дополнительного субсидирования транспортных расходов, признавая, что «это будет достаточно сложно».

В Segezha Group заявили, что северо-­западное направление становится всё более актуальным в условиях ограничений восточного полигона и нестабильной пропускной способности южных маршрутов. Как отмечают в компании, с учётом географической удалённости производственных активов и высокой логистической нагрузки субсидия позволит обеспечить предсказуемость поставок и сохранить конкурентоспособность на внешних рынках.

В группе добавили, что работают над расширением географии поставок и ожидают роста относительно 2024 года, но многое зависит от экономической ситуации, строительного сезона, открытия новых рынков и иных факторов.


Ольга Мордюшенко, Наталья Скорлыгина.

Опубликовано в "Лесной Регион" 08(360)

Другие новости по теме:

Другие новости

image
13 ноября 2020
Внутренние лесоперевозки
Читать >
image
18 ноября 2024
Лес упирается в границу
Читать >
image
24 августа 2020
На РЖД выросли перевозки круглого леса
Читать >
image
18 ноября 2024
Итоги работы погрузки на ж.д.
Читать >