
ФГИС ЛК и реальность 2025 года: сохранить устойчивость бизнеса
21 апреля 2025
Прошло более трёх месяцев с начала обязательной работы во ФГИС ЛК. Однако её внедрение сопровождается рядом сложностей для предприятий лесопромышленного комплекса.
Могут ли возникающие сложности в работе остановить работу бизнеса?
ФГИС ЛК призвана обеспечить прозрачность и эффективность управления лесными ресурсами, это не просто функционал системы, это переход в новый формат взаимодействия между бизнесом, государством и цифровыми сервисами. И здесь нужно говорить не о трудностях, а о партнёрстве.
Важно выстроить внутреннюю цепочку ответственности и синхронизацию с внешними органами: с лесничествами, департаментами, министерством. Только в этом случае ваш бизнес будет эффективным.
ФГИС ЛК — это не просто инструмент отслеживания. Это цифровая экосистема лесной отрасли, объединяющая государственный лесной реестр, отчётность, мониторинг транспорта и систему контроля операций.
Все участники отрасли — от арендаторов до проверяющих органов — стали частью единого цифрового поля. Это требует не только технических знаний, но и новой культуры взаимодействия, основанной на прозрачности, оперативной коммуникации и совместной ответственности.
Новый вызов: транспорт под контролем
С 1 января 2025 года вступило в силу положение, запрещающее перевозку древесины и продукции её переработки на транспортных средствах, не оснащённых системой ЭРА-ГЛОНАСС, интегрированной с ФГИС ЛК. Предполагалось, что система обеспечит передачу координат транспорта, контроль маршрута и прозрачность всей логистической цепи.
Однако на практике отрасль столкнулась с несколькими серьёзными проблемами:
далеко не все предприятия успели переоборудовать автопарк;
многие не имеют чёткого понимания взаимодействия между ФГИС ЛК и ЭРА-ГЛОНАСС.
Результат — приостановка перевозок, риски для лесозаготовки, заторы в логистике. Особенно остро это ощущают предприятия ЦБП (целлюлозно-бумажной подотрасли), для которых бесперебойные поставки древесины — основа производственного цикла.
Это вызывает закономерную обеспокоенность участников рынка: даже если надзорные органы стараются действовать с пониманием, риски юридических последствий сохраняются.
Формальный подход больше не работает
Механизм контроля стал значительно строже, любая неточность может стать причиной проверки или штрафа. Поэтому уже сейчас необходимо переходить от точечных действий к системному управлению лесным учётом и логистикой.
Что необходимо сделать уже сейчас, чтобы система работала на вас.
1. Сверить наличие в системе и фактическое соответствие объектов учёта с данными, внесёнными в систему.
2. Проверить соответствие остатков на объектах учёта. Ошибки в балансе уже видны проверяющим.
3. Оборудовать транспортные средства системой ГЛОНАСС.
4. Войти в живой контакт с ОИВ и ОГВ. Понимать зоны ответственности, сверить информацию, уточнить протоколы взаимодействия.
5. Создать регламент взаимодействия отделов внутри организации. Кто работает с данными, кто оформляет, кто проверяет, кто отвечает за пересечение с ГЛОНАСС и логистикой — вся система должна работать как единое целое.
ФГИС ЛК — это не про тотальный контроль ради контроля. Это наведение порядка в отрасли, выстраивание понятной структуры и формирование честной, открытой конкурентоспособной отрасли. Чтобы это получилось, необходима плотная связка всех участников: предприятий, органов власти, ведомств, логистов, ИТ-инфраструктуры.
Именно такой подход сегодня помогает справляться с вызовами, которые ещё вчера казались критическими.
Чем быстрее лесная отрасль примет новую модель мышления, основанную на открытом диалоге и технологичности, тем скорее мы перейдём от «стресса по графику» к устойчивой и эффективной работе.
Опубликовано в "Лесной Регион" №07(359)
Другие новости по теме: