
Белорусский тупик?
4 февраля 2025
Импортная лесная техника так давно и прочно обосновалась в России, и о проектах создания собственных харвестеров и форвардеров говорили разве что на тематических форумах. Однако дальше разговоров дело так и не пошло.
Чтобы хоть как-то сохранить лицо, назвали отечественной технику, которую собирали в Карелии, на петрозаводском предприятии «Амкодор-Онега». Но, по большому счёту, всем желающим эффективно работать на делянках вполне хватало техники от «большой тройки», тем более что импортные производители «набросили» на лесные регионы нашей страны плотную дилерскую сеть. Однако с началом СВО вся эта хорошо налаженная система рухнула, оставив владельцев купленной техники в крайней неопределённости.
Выручили всех работники дилерских центров, уже поднаторевшие на ремонте продаваемых ими машин. Запчасти и расходники они начали завозить окольными путями, так что ближайшие несколько лет проблем с имеющейся импортной техникой скорее всего не будет, разве что расценки на обслуживание повысятся. А что будет дальше, если западные фирмы не вернутся и не станут поставлять новую технику взамен окончательно отработанной?
Многие с надеждой посмотрели в сторону Петрозаводска, куда уже было выделено немало бюджетных средств на создание полноценного производства лесных машин под самым дружеским брендом «Амкодор». Однако вести, поступающие оттуда, довольно невразумительные.
Например, на официальном портале Министерства промышленности и торговли Республики Карелия сообщается о совместном рабочем визите заместителя премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики Дмитрия Родионова с и. о. министра промышленности и торговли Республики Карелия Светланой Астаховой на завод «Амкодор» в середине декабря прошлого 2024 года.
И что же они там увидели? Обновлённый административный корпус и продолжающиеся работы по реконструкции и модернизации завода. Руководство предприятия доложило представителям региональной власти, что на заводе продолжается локализация производства лесозаготовительной техники, более того – в декабре изготовлена первая рама для форвардера «Амкодор-1881». А в 2022 году даже поставлены на производство щиты и коники для новых и серийных машин!
…Читая такие новости, не знаешь, смеяться или плакать – специальный инвестиционный контракт между ООО «Амкодор-Онего», Минпромторгом России и Правительством Республики Карелия был заключён ещё пять лет назад, в 2019 году. Были выделены огромные средства и предоставлены немалые налоговые льготы, а что же на выходе? Собрано в режиме «отвёрточной сборки» две с небольшим сотни единиц техники, произведённой в Республике Беларусь и в разобранном виде ввезённой по льготной схеме в нашу страну. Впечатляюще, не правда ли?
Если бы подобный, с позволения сказать, инвестиционный проект реализовывался в самой Белорусии таким же странным образом, то «батька» уже давным-давно заинтересовался бы такими интересными результатами. Но Лукашенко не может дотянуться до Петрозаводска, так что вряд ли стоит ждать в ближайшее время реальных результатов от нашумевшего пять лет назад проекта. Будут там продолжать осваивать выделенные средства и обновлять административный корпус.
На создание собственной техники нам тоже не стоит надеяться – нет сейчас в стране ни специалистов, ни производств, способных взяться за проектирование и производство русских харвестеров и форвардеров.
Остаётся только верить в Китай – там уже оценили появившуюся возможность занять огромный российский рынок, брошенный «большой тройкой». И уже начали создавать лесную технику, которая, по китайской традиции, наверняка будет очень похожа на ту, которая раньше приходила к нам с Запада. Но дело разве в этом? Главное, что нашим лесорубам не придётся вновь, как в старину, браться за топоры и пилы.
И всё-таки жаль тех денег и того времени, которые были потрачены на белорусский проект…
Пётр ЗАНОЗИН.
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(354)
Другие новости по теме: