Image

Анализ нормативной базы по сохранению зелёных насаждений

18 ноября 2024

Зелёные насаждения в городских населённых пунктах выполняют рекреационную, санитарно-­гигиеническую, микроклиматическую, эстетическую и психоэмоциональную функции.

С ростом урбанизации значительно возрастает значение всех этих функций зелёных насаждений. Поддержание нормальных условий для жизни человека может быть достигнуто только при сохранении зелёных насаждений в муниципальных образованиях.

Особая актуальность вопроса нормирования деятельности по сохранению зелёных насаждений обусловлена и нарастающими проблемами определения компенсационной стоимости от рубки зелёных насаждений, установления ущерба от их незаконной вырубки, а также при причинении ущерба при падении зелёных насаждений.

На федеральном уровне имеется два документа по оценке, инвентаризации и сохранению городских зелёных насаждений:

1. Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах РФ. Утверждены Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153;

2. Методика инвентаризации городских зелёных насаждений. МинСтрой РФ. М., 1997.

В муниципальных образованиях разработаны нормативные требования по зелёным насаждениям, которые включены в правила благоустройства соответствующих муниципальных образований.

В 14 муниципальных образованиях дополнительно к правилам благоустройства приняты 19 иных документов: методики расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений, методики расчёта платы за вырубку зелёных насаждений и исчисления размера вреда, положения о порядке свода зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости  зелёных насаждений, порядка учёта по зелёным насаждениям, порядка проведения компенсационного озеленения.

Значительное число муниципальных образований не имеют нормативных документов по зелёным насаждениям.

Анализ нормативной базы по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях проведён по Северо-Западному федеральному округу, который включает 198 муниципальных образований.

При анализе были исследованы действующие нормативные документы по зелёным насаждениям в муниципальных образованиях, имеющиеся в открытом доступе в информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет» по состоянию на 1 июля 2024 года.

Данные о количестве нормативных документов по зелёным насаждениям в муниципальных образованиях в Северо-Западном федеральном округе, включённых в анализ, приведены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что нормативные документы по зелёным насаждениям в Северо-­Западном федеральном округе имеются только в 119 муниципальных образованиях из 198 муниципальных образований (60,1%).

Анализ нормативных документов проведён по следующим наиболее актуальным вопросам организации деятельности по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях:

Вопрос 1. Наличие в Правилах благоустройства и иных документах терминов и определений по зелёным насаждениям (аварийное дерево и др.).

Вопрос 2. Наличие в Правилах благоустройства и иных документах шкалы качественного состояния деревьев.

Вопрос 3. Наличие в Правилах благоустройства и иных документах требований по компенсационному озеленению в натуральной форме.

Вопрос 4. Наличие в Правилах благоустройства и иных документах требований по компенсационному озеленению в денежной форме.

Вопрос 5. Наличие в Правилах благоустройства и иных документах требований по расчётам ущерба при незаконной рубке.

При проведении анализа по вышеуказанным вопросам произведен подсчёт количества нормативных документов, в которых содержатся необходимые данные. Подсчёт нормативных документов выполнен в штуках и в процентах от соответствующего количества правил благоустройства.

Результаты количественного анализа нормативных документов по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях по Северо-Западному федеральному округу приведены в таблице 2.

Результаты количественного анализа нормативных документов по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях по Северо-Западному федеральному округу по пяти наиболее актуальным вопросам организации деятельности по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях показывают следующее:

- вопрос 1 отражён в 6,7% нормативных документов муниципальных образований;

- вопрос 2 отражён в 4,2% нормативных документов муниципальных образований;

- вопрос 3 не отражён в нормативных документах муниципальных образований;

- вопрос 4 отражён в 6,7% нормативных документов муниципальных образований;

- вопрос 5 отражён в 2,5% нормативных документах муниципальных образований.

При этом в Северо-­Западном федеральном округе нет ни одного субъекта Российской Федерации, в которых нормативные документы включают все пять вопросов по организации деятельности по сохранению зелёных насаждений.

Наиболее полными и точными по содержанию нормативными документами по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях по Северо-Западному федеральному округу являются нормативные документы Петрозаводского городского округа (Республика Карелия) и территории Санкт-­Петербурга.

Нормативным документом по сохранению зелёных насаждений в Петрозаводском городском округе являются правила благоустройства Петрозаводского городского округа, утверждённые решением Петрозаводского городского Совета № 28/29-­586 от 26 февраля 2020 г.

В данном документе отражены 4 вопроса по организации деятельности по сохранению зелёных насаждений:

Вопрос 1. Термины и определения по зелёным насаждениям приведены в статье 4 и в Приложении 1 (зелёные насаждения, озеленённая территория, зелёный фонд, озеленённые территории специального назначения, содержание зелёных насаждений, уход за зелёными насаждениями, реконструкция зелёных насаждений, аварийные деревья);

Вопрос 2. Шкала категорий состояния зелёных насаждений хвойных и лиственных пород представлена в Приложении 1;

Вопрос 4. Требования по компенсационному озеленению в денежной форме приведены в статье 35 и в Методике расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений при их повреждении и сносе (Приложение 2);

Вопрос 5. Требования по расчётам ущерба при незаконной рубке представлены в статье 34 (абзац 3 п. 2) и в методике расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений при их повреждении и сносе (Приложение 2). Однако методикой расчёта не предусмотрен порядок расчёта ущерба при отсутствии пней на месте рубки и при невозможности определения породы зелёных насаждений, а также не установлен порядок пересчёта диаметров пней к диаметру на высоте 1,3 м от уровня земли.

На территории Санкт-Петербурга нормативными документами по сохранению зелёных насаждений являются следующие документы:

- правила благоустройства на территории Санкт-Петербурга, утверждённые постановлением правительства Санкт-­Петербурга № 961 от 9 ноября 2016 г.;

- закон Санкт-­Петербурга «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге» № 396-­88 от 28 июня 2010 г.;

- постановление правительства Санкт-­Петербурга «О размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зелёных насаждений, а также перечне элементов благоустройства, расположенных в границах территорий зелёных насаждений, за уничтожение, повреждение которых выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость» № 1641 от 4 октября 2004 г.;

- распоряжение комитета по благоустройству Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении порядка проведения обследования зелёных насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников)» № 5-­Р от 22 января 2014 г.

Структура нормативных документов по сохранению зелёных насаждений на территории Санкт-­Петербурга в виде четырех различных документов является не оптимальной и значительно усложняет работу.

В 4 вышеуказанных документах отражены только 3 вопроса по организации деятельности по сохранению зелёных насаждений:

Вопрос 1. Термины и определения по зелёным насаждениям приведены в статье 1 закона Санкт-­Петербурга «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге» № 396-­88 от 28 июня 2010 г. (зелёные насаждения, озеленение, зелёный фонд Санкт-Петербурга, территории зелёных насаждений, охрана зелёных насаждений, защита зелёных насаждений, повреждение зелёных насаждений, инвентаризация зелёных насаждений, учёт зелёных насаждений, восстановительная стоимость зеленых насаждений, компенсационное озеленение, аварийные деревья);

Вопрос 2. Шкала качественного состояния деревьев представлена в таблице 1 распоряжения комитета по благоустройству Санкт-Петербурга правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении порядка проведения обследования зелёных насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников)» № 5-­Р от 22 января 2014 г.;

Вопрос 4. Требования по компенсационному озеленению в денежной форме приведены в постановлении правительства Санкт-­Петербурга «О размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зелёных насаждений, а также перечне элементов благоустройства, расположенных в границах территорий зелёных насаждений, за уничтожение, повреждение которых выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость» № 1641 от 4 октября 2004 г.

Таким образом, проведённый анализ нормативных документов по сохранению зелёных насаждений по Северо-Западному федеральному округу показал следующее.

1. Нормативные документы по зелёным насаждениям в Северо-Западном федеральном округе имеются только в 60,1% муниципальных образований.

2. Из пяти наиболее актуальных вопросов организации деятельности по сохранению зелёных насаждений в муниципальных образованиях в Северо-Западном федеральном округе четыре вопроса отражены в от 2,5 до 6,7% нормативных документов, а один вопрос (вопрос 3) не отражён ни в одном нормативном документе.

3. В Северо-Западном федеральном округе нет ни одного субъекта Российской Федерации, в которых нормативные документы включают все пять вопросов по организации деятельности по сохранению зелёных насаждений.

4. Наилучшие нормативные документы в Северо-­Западном федеральном округе Петрозаводского городского округа и территории Санкт-Петербурга содержат неточности и охватывают не все наиболее актуальные вопросы организации деятельности по сохранению зелёных насаждений.

Для устранения недостатков, выявленных при анализе нормативных документов по Северо-Западному федеральному округу, необходимо пересмотреть организацию нормативного регулирования по сохранению зелёных насаждений.


П. М. Мелетеев, Е. Г. Лапин, Экспертная организация «Лесные экспертизы», Петрозаводск.


Опубликовано в "Лесной Регион" 18(351)

Другие новости по теме:

Другие новости

image
4 декабря 2023
Лесоустройство в Поморье
Читать >
image
23 марта 2015
Власти ответят за вырубку городских лесов
Читать >
image
24 февраля 2016
Экологический конкурс
Читать >
image
8 апреля 2024
На Северо-Западе выросли запасы хвойного леса
Читать >