Утилизация древесных отходов

Как известно, производства без отходов не бывает. На всех стадиях лесозаготовительного и деревоперерабатывающего процессов образуется огромное количество древесных отходов. Утилизировать их можно по-разному, но, как подтверждает практика, не все предприятия подходят к этому вопросу грамотно в силу разных причин.

Из-­за территориальной удалённости, отсутствия у промышленников экономического и морального стимулов проблема грамотного рециклинга древесных отходов относится к числу наиболее актуальных в нашей стране.

 

«Головная боль»

По признанию руководителей многих предприятий, работа с отходами порой становится настоящей головной болью для них. Более 50% от начального количества сырья уходит в отходы, которые требуют к себе внимания, в том числе финансового. Как минимум средства нужно тратить на вывоз древесного мусора с территории. А учитывая транспортную удалённость многих предприятий ЛПК, вполне логично, что это приводит к повышенным издержкам.

Если же оставлять и копить крупные отходы (горбыль, кору, порубочные остатки), то эти залежи на лесозаготовительных площадках и территории деревоперерабатывающих предприятий занимают полезные площади, повышают пожароопасность и загрязняют окружающую среду.

Некоторые идут на риск и умудряются сжигать их прямо на территории предприятия. Но это очень сомнительное решение: сжигание остатков производств наносит значительный вред экологии и создаёт опасность санкций со стороны контролирующих организаций.

«Утилизировать отходы можно по-разному: сжечь, захоронить или переработать. Только не стоит забывать, что за первые два варианта предусмотрены штрафы или даже уголовная ответственность. Помимо этого, есть возможность продавать или передавать отходы деревообработки другим предприятиям для их последующей переработки.

Но если кто-то этот древесный мусор забирает, значит, он зарабатывает на нём. Поэтому наиболее выгодный и экологичный способ – переработка, которая позволяет создавать полезные материалы для собственного производства или других целей. Это отличная возможность для дополнительного дохода предприятия», – считает директор компании «СтанкоЛес» Павел Колпащиков.

Предприниматели говорят, что на крупных предприятиях переработка развита повсеместно, и они имеют необходимые ресурсы для организации грамотной работы. А вот более мелкие производства не могут использовать возможности по максимуму, здесь ситуация значительно хуже.

 

Варианты

Все древесные отходы могут перерабатываться, говорят специалисты. Любое сырьё имеет потенциал для вторичного использования и преобразования в ценные продукты. Свои отходы имеют не только деревообрабатывающие предприятия, но и фанерные, мебельные фабрики, а также небольшие лесопилки.

Самая существенная часть отходов – опилки и стружки. Стружки обычно сухие, поэтому с ними у некоторых предприятий проблем нет, особенно зимой. Их можно реализовать для отопления или продавать сельскохозяйственным предприятиям на подстилку животным.

Самым очевидным способом переработки директор ООО «Кузбассдробмаш» Илья Буров называет производство щепы. Сама по себе древесная щепа представляет ценный продукт и может использоваться в качестве материала для копчения, декоративных целей, опять же для подстилок животным, утепления или на огороде в качестве мульчи.

Можно отапливать ею собственное производство либо использовать её для сушильных камер, а можно поставлять на продажу.

Павел Колпащиков отмечает, что есть тенденции к применению переработанных от­ходов, которые пока не особо распространены, но могут стать перспективными. Это производство мебели, мебельных щитов, древесной муки, поддонов. А из древесной шерсти сейчас изготавливают утеплители.

С опилками проблем больше, потому что они влажные. Вывозить их некуда, поэтому лесоперерабатывающие предприятия просто зарастают горами. Наиболее известным и продвигаемым направлением в последние годы стало производство различных видов прессованной древесной продукции.

Даже если отодвинуть в сторону вопрос об экологичности применяемых технологий и присутствия в производственном процессе формальдегидов, смол и прочих связующих веществ, производство пеллет и топливных брикетов невыгодно из-за низкого спроса. И, несмотря на введённые меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса, производители древесного биотоплива остаются в уязвимом положении.

«В принципе, переработать можно всё, другое дело – экономическая целесообразность. Проведение подсчётов рентабельности порой полностью отбивает желание заниматься отходами. Здесь однозначно требуется государственная поддержка для стимулирования переработки.

Например, в Красноярском крае у многих заготовителей и переработчиков остаются горы опилок и других отходов. Можно, конечно, изготавливать пеллеты или топливные брикеты, но у нас рынок этой продукции развит слабо и культура потребления другая, поэтому отходы продолжают копиться», – считает г-­н Буров.

Представители науки говорят, что проводится большое количество опытов, экспериментов и исследований по поиску направлений переработки древесных отходов. Так, исследователи Томского политехнического университета разработали альтернативное топливо для малой энергетики.

Они предложили использовать древесные опилки в качестве экологически эффективной добавки при производстве смесевых угольных пеллет. Но доля задействованных отходов здесь совсем ничтожна, тем более что в России о полном переходе на возобновляемые источники энергии речи не идёт.

Со свежими кородревесными отходами более-­менее понятно, для них существуют разные технологии переработки, например производство древесных плит, активных древесных углей и уже упомянутых топливных брикетов. Старые же кородревесные отходы уже частично разложились, выделяют в окружающую среду вредные вещества, и производство полезных продуктов из них невозможно. Учёные Пермского национального исследовательского политехнического университета доказали, что и здесь не всё потеряно, и нашли оптимальный и экономичный вариант утилизации – метод компостирования.

Он позволяет в аэробных условиях с помощью микроорганизмов за короткое время завершить процесс разложения старой коры и древесных отходов, который уже начался. При компостировании происходит разложение отходов органического происхождения. При этом образуются углекислый газ, вода, тепло и гумус, который впоследствии может быть использован как технический грунт или удобрение.

Сейчас появились разработки, направленные на использование древесных отходов с различными добавками в качестве сорбента для очистки сточных вод. При этом отработанный сорбционный материал можно использовать и далее, уже в качестве добавки при изготовлении органических удобрений, содержащих микроэлементы, без вреда для экологии. Всё это пока капля в море отходов, которые, по утверждению учёных, достанут до космоса, если сейчас сложить их вместе.

 

Не хочешь – заставим

Уже год, как вступили в силу поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Изменения в законодательстве направлены на развитие в стране экономики замкнутого цикла, призваны стимулировать вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Теперь лесопромышленные предприятия не могут закрывать глаза на проблему, а должны перерабатывать свои производственные отходы разрешёнными способами. В связи с этим появилась потребность в специальном оборудовании.

«Выбор оборудования – очень сложный вопрос в текущей ситуации, так как большую его часть до введения санкций поставляли лесозаготовителям и переработчикам из Европы. И все привыкли к определённому уровню техники. Отечественному производителю быстро заместить и достичь этой планки пока не представляется возможным.

Процесс модернизации и улучшения характеристик не происходит мгновенно, но, так как заказчику работающие машины нужны здесь и сейчас, отечественные производители делают всё возможное для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей. Да, это не так красиво и элегантно, но и попытки Китая пока не дотягивают до идеала. Я уверен, со временем мы добьёмся надёжной работы и получим требуемый результат», – говорит г­-н Буров.

Нельзя не заметить, что, стремясь к переходу на экономику замкнутого цикла и развивая потребление вторичных ресурсов, государство уже достигло положительных эффектов в этом направлении. Это относится не только к лесному комплексу, но и ко всему спектру промышленного производства и населению в целом.


Марина Каталакиди.


Дата публикации: 2 сентября 2024
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(346)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий