
Николай Кротов: ЛесЕГАИС – это вертикаль учёта
16 октября 2020
В своём
выступлении на 22-м Петербургском лесопромышленном форуме Николай Кротов –
директор по взаимодействию с органами государственной власти Архангельского ЦБК
основное внимание посвятил анализу ЛесЕГАИС, а также путям совершенствования
действующей системы учёта.
При введении ЛесЕГАИС определённо были трудности, как организационного характера, так и трудности восприятия – «зачем это нам надо». Многими введение информационной системы было воспринято как данность, которую необходимо освоить и по мере необходимости заполнять.
На сегодня ЕГАИС – это во многом механизм, позволяющий в одном месте посмотреть движение по цепочке: орган государственной власти, заготовитель, переработчик, потребитель. Как инструмент он отсекает от оборота древесину, происхождение которой не только отсутствует, но даже имеет признаки недобросовестности. Следует отметить признание ЕГАИС как обязательного элемента хозяйственной деятельности для абсолютно всех предприятий, входящих в цепочку движения лесоматериалов со стороны систем сертификации, независимо от того, кто вы – пользователь лесного участка, перекупщик лесоматериалов и готовой продукции, конечный потребитель. Нельзя обойти вниманием такой элемент по снижению рисков, заложенный также и в Налоговом кодексе – «должная осмотрительность», в этом случае ЕГАИС тоже является источником информации о наличии у контрагента сделок, истории сделок.
Сегодня становится очевидным, что система учёта необходима даже не как инструмент по борьбе с незаконным оборотом древесины, т. е. подход более глобальный: что вне системы – вне закона. По своей структуре это вертикаль, и чем выше мы находимся по вертикали «заготовка–переработка», тем больше видим и больше получаем производственной и логистической информации. Наверное, это объясняет и восприятие: чем ниже учёт, тем инертнее мнение, и соответственно чем выше, тем более видна заинтересованность.
С точки зрения государственного подхода, наверное, это один из примеров, когда можно не только отслеживать цепочку «делянка–внутренний и внешний рынок», но и оценивать эффективность работы как отрасли, так и компаний разного уровня передела древесного сырья по общим и единообразным параметрам. Но понятно, что это будущее, когда система сможет охватить все уровни производства и сбыта. Рассуждая о государственном уровне восприятия ЕГАИС, необходимо понимать, что и налоговые органы являются пользователями системы учёта, в какойто мере это также может иметь профилактический эффект.
Оборот
древесины
Опыт Архангельской области показывает, что оборот древесины от ведения лесохозяйственной деятельности на землях сельхозназначения и в городских лесах составляет тысячи кубометров деловой древесины.
В некоторых случаях следует говорить о незаконном переводе земель лесного фонда. Необходимо привести эти объёмы к единым правилам учёта с древесиной с земель лесного фонда (ЕГАИС), т. е. сделать древесину легальной, в том числе для налоговых и таможенных органов, и с точки зрения сертификации лесоуправления и цепочки поставок (FSC/PEFC).
Планируемые
изменения
Планируется внесение регламентирующих систему перемещений древесины вне участка заготовки/аренды. Внесение такой информации не несёт смысловой нагрузки, перемещение материальных ценностей происходит без изменения права собственности (сделка отсутствует). Собственник древесины не заинтересован в дополнительной перевалке (дополнительные затраты, возможная потеря качества и объёмов). Наверное, имеет смысл говорить о перемещениях при отслеживании особо ценных пород древесины, где конечная стоимость каждого кбм древесины позволяет это делать, но если основными породами заготовки являются ель, сосна, берёза, осина – каждое перемещение до момента переработки увеличивает стоимость сырья. Пример: стоимость балансов хвойных пород около 1,0-1,5 тыс. руб., каждая перевалка без учёта транспорта 50-100 руб./кбм.
Как видим, у лесопромышленников осталось немало вопросов и предложений по дальнейшему совершенствованию лесного законодательства, которые необходимо принять во внимание органам законодательной и исполнительной власти.
Подготовил
Сергей Кондратьев.
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(272)
Другие новости по теме: