На что нацелен закон
8 июня 2009
Областной закон «О регулировании отдельных полномочий в сфере оборота древесины на территории Архангельской области» (далее в тексте – Закон) принят областным Собранием депутатов и после подписания его губернатором он вступит в силу, но не по всей области, а лишь в районах, где незаконные рубки приобрели наибольший размах.
Чем поможет закон в борьбе с незаконными рубками? Наш корреспондент попросил рассказать об этом начальника отдела по борьбе с незаконными рубками департамента лесного комплекса Архангель ской области Сергея Копосова.
По словам Сергея Владимировича, данный закон направлен на пресечение как незаконных рубок, так и перевозки незаконно заготовленного леса по дорогам области. Не случайно выбраны и районы, на территории которых закон будет действовать.
Как показали многочислен ные проверки, именно в этих районах (Шенкурский, Плесецкий, Вельский, Каргопольский) больше всего нарушений, связанных с незаконным оборотом древесины. Учёт и контроль при перевозке леса баржами, в плотах, ж/д транс портом налажен, а вот по дорогам незаконно заготовленный лес перевозится беспрепятственно, и нет учёта и контроля перевозимого леса.
Основные потребители незаконно заготовленной древесины – всё те же незаконно действующие лесопилки. Раз есть спрос на такую древесину, есть и предложение.
Закон направлен не против простых мужиков, которые идут в лес с бензопилой или трудятся на незаконных лесопилках от безысходности. Этим людям надо кормить семью, а другой работы в лесных посёлках, деревнях зачастую нет. Как говорится, куда же бедному крестьянину податься, вот и идут на работу к недобросовестным предпринимателям. С ними и должен бороться закон. И главная цель закона не притеснять таких предпринимателей, а вынудить их работать в соответствии с законодательством.
Для тех, кто не захочет под чиниться закону, предусмот рены административные штрафы, которые сделают невыгодной незаконную деятельность.
Штраф в 120 тыс. рублей, который может выписываться нарушителю не один раз – вынудит любого предпринимателя работать в рамках закона, чтобы сохранить свой бизнес.
Штрафные санкции будут применяться и к перевозчику, если тот не будет иметь документов, подтверждающих, что находящаяся в лесовозе древесина заготовлена легально, что перевозчики работают на законных основаниях.
Крупные ЛДК и ЦБК уже давно имеют пункты приёма древесины, и здесь налажен учёт. Однако и тут отмечены случаи, когда фирмыпосредники на законном основании поставляют сырьё лесопереработчикам, а вот документов, подтверждающих легальную его заготовку, не имеют. Такой способ превращения древесины из нелегальной в легальную тоже должен быть изжит. В документах поставщика должна прослеживаться вся цепочка — от пня до склада лесопереработчика.
В ходе проверок выявлены случаи, когда лесовоз на посту ГИБДД регистрируется как перевозчик одной фирмы, а в ворота лесоперерабатывающего предприятия въезжает уже как перевозчик совсем другой фирмы. Таких чудес на дорогах тоже не должно быть.
Следует добавить, что при разработке проекта закона использовали опыт других регионов и в частности Читинской области, где аналогичный закон уже действует, штрафные санкции за нарушения этого закона там в несколько раз выше тех, что прописаны в нашем законе.
Некоторая мягкость закона в части размера штрафов обусловлена глубоким кризисом в лесной отрасли. И сейчас важно принудить недобро совестных лесопромышленников, перевозчиков выйти из «тени» и работать легально.
Валерий МАЛЫШЕВ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №