Геннадий Денисюк: прежде в Архпорту было тесно
1 сентября 2008
В спорте есть выражение: «Вратарь – половина команды». Применительно к производству это прозвучит так: диспетчер – половина команды.
И действительно, умелые, грамотные действия диспетчера существенно влияют на экономическое состояние предприятия. Известно, что опытный диспетчер должен не только отменно знать производство, но и быть психологом, уметь быстро принимать управленческие решения, не паниковать в кризисных ситуациях. Все эти качества в полной мере присущи Геннадию Алексеевичу Денисюку, старшему диспетчеру Беломорской сплавной компании (входящей в группу компаний «Титан»). 25 августа Геннадию Алексеевичу исполнилось 70 лет.
В трудовой книжке Геннадия Алексеевича в графе «Сведения о работе» не очень много записей. Первая о том, что он в августе 1960 года принят десятником на Лингостровский сплавучасток Беломорской сплавной конторы (БСК); потом было три года армии
и вновь — БСК.
Более 30 лет работы в Беломорской сплавной конторе, а с 2003 года в Беломорской сплавной компании. Почти два часа мы беседовали «за жизнь»
с Геннадием Алексеевичем, и он вспоминал дни минувшие.
По его словам, самые трудные и напряжённые навигации были в те годы, когда в Архангельский порт за сутки в отдельные дни поступало до 100 тыс. кбм, а за весь сезон 10,2 млн. кбм леса в плотах.
Плоты надо было поставить на лесостоянки, принять по документам древесину и такелаж, расчалить и развести секции по лесостоянкам лесоперерабатывающих предприятий. Обстановка в порту в те годы была предельно напряжённой: все лесостоянки забиты лесом, а по акватории порта двигалось столько теплоходов с плотами и секциями, что они мешали движению морских судов. Между моряками и речниками по этому поводу даже возникали конфликты, которые приходилось улаживать на самом высоком уровне.
И как тут было не конфликтовать, если ж/д мост разводился к часу ночи для пропуска морских судов, а в это время сплавщики, приняв и расчалив плоты, оказывались, как назло, в районе ж/д моста, мешая морским судам.
В связи с большими объёмами сплава леса было немало и аварийной древесины, которую Беломорская сплавконтора осваивала в Архпорту и на побережье Белого моря — до 100 тыс. кбм за навигацию. Были случаи, когда аварийка попадала даже на Соловецкие острова. Лес собирали по берегам в микропучки, из которых формировали микроплоты, и «сбежавшие» брёвна возвращались в запани лесопереработчиков.
По словам Геннадия Алексеевича, были случаи, когда при штормовом ветре в плоту не оставалось ни одного целого пучка, и тогда работы по сбору аварийной древесины заметно прибавлялось. Сейчас и объёмы сплава уменьшились более чем в 10 раз, и аварийной древесины на берегах и на воде стало намного меньше.
Долгое время по области ходила
байка, что якобы одна из развитых стран предлагала очистить Северную Двину от затонувшей древесины (топляка) и в качестве оплаты просила отдать этот топляк.
Как говорит Геннадий Алексеевич, Беломорская сплавконтора успешно поднимала и перерабатывала топляк. На заре перестройки появилось немало фирм, занимающихся подъёмом топляка. Вскоре все эти фирмы прекратили свою деятельность. Топляка оказалось не так много, как гласила народная молва, да и добывать его было не так просто. Древесина замывается песком, и были случаи, когда плоты тонули целиком вместе с такелажем.
При таких условиях поднимать топляк особенно сложно. Иногда при подъёме затонувшего леса даже сгибались стрелы мощных плавкранов.
Сейчас интерес к подъёму топляка заметно угас – слишком велики затраты на его освоение, а цена на топляк низкая.
На мой вопрос, можно ли сейчас увеличить объёмы сплава, Геннадий Денисюк не стал отвечать сразу, а дал почитать путевой лист по Северной Двине на 19 августа, из которого следует, что глубина и ширина судового хода соответственно на участке РочегдаСлобода 155 см и 70 м; СлободаНыкола — 160 см и 70 м; НыколаВолочок — 160 см и 70 м.
Столь узки габариты судового хода на нижнем участке Северной Двины, а на верхнем участке они ещё меньше. Следует напомнить, что стандартная ширина плота 82 метра. Как видим, по реке такой плот не пройдёт. И прежде чем вести речь о развитии плотового сплава, надо сделать реку проходимой для большегрузных плотов. Пока же летом на реке лишь изредка появляются небольшие секции от предприятия ООО «Двина» из Верхнетоемского района.
На реке действует светоотражающая береговая и плавучая обстановка согласно меженной схеме. Это означает, что бакены на реке и створы на берегу не освещены, в тёмное время суток даже судам с баржами идти опасно, не говоря о буксировке плотов. В прежние времена по всей реке были устроены места для отстоя плотов, где можно было прижать плоты к берегу, закрепить их за береговые опоры и переждать тёмное время или непогоду. Сейчас таких мест отстоя нет, что делает буксировку плотов рискованным занятием.
Изза невысоких объёмов лесозаготовки судоходные компании с начала июля работают вполсилы, часть судов уже в середине лета ставится на зимний отстой. В так называемые застойные времена работа на реке кипела всю навигацию, а последние плоты буксировали в Архпорт едва ли не с шугой.
Касаясь сегодняшнего дня, Геннадий Денисюк считает, что потенциал БСК используется не в полной мере. Есть возможность летом и плоты водить, и лес в баржах перевозить. Однако лесозаготовители не везут к реке столько леса, чтобы речники были обеспечены работой.
За время беседы мимо диспетчерской БСК не прошло ни одной баржи с лесом, ни одного плотовода. Пустынно на реке. Это удручает Геннадия Алексеевича, и, наверное, не только его.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что лет 30 назад Геннадий Алексеевич учил умуразуму тогда молодого старшего мастера водного цеха Турдеев
ской лесобиржи – автора этих строк. Кажется, ещё совсем недавно мы вместе с Геннадием Алексеевичем играли за сборную «Двиносплава» по волейболу, теперь беседуем накануне его семидесятилетия. Как быстро летит время, понимаешь только вспоминая о прошлом.
Несмотря на свой солидный возраст, Геннадий Алексеевич бодр, подтянут, энергичен и продолжает трудиться.
Генеральный директор Беломорской сплавной компании Алексей Цыварев дал высокую оценку профессиональным и человеческим качествам Геннадия Алексеевича – ветерана лесной отрасли.
В ходе нашей беседы Геннадий Денисюк не раз упоминал имя руководителя Беломорской сплавконторы Юрия Анциферова (недавно ушедшего из жизни), с которым работал не один десяток лет, и высказал предложение назвать именем Юрия Александровича один из теплоходов БСК. Хочется надеяться, что предложение будет поддержано.
Как человек скромный Геннадий Алексеевич всячески уклонялся от разговора о себе — не любит он внимания к своей персоне. Но от нашей редакции не такто просто скрыться. И в ходе разговора Геннадий Алексеевич рассказывал в основном не о себе, а
с теплотой и благодарностью говорил о людях, с которыми его свела судьба, которые помогали ему в работе.
Нам остаётся поздравить старшего диспетчера БСК Геннадия Денисюка с юбилеем и пожелать ему крепкого здоровья.
Сергей КОНДРАТЬЕВ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №