Бумпром: стабильный рост
1 сентября 2014
Российский рынок бумажной продукции стабильно растёт, хотя и не на всех направлениях. Поставщики полностью удовлетворяют спрос на газетную бумагу, отмечается серьёзный прогресс производства санитарно-гигиенической. При этом многие сектора отрасли отечественным «папиром» явно не обеспечиваются. В целом всё относительно неплохо, но развиваться есть куда.
Основные производственные показатели 2013 года, включая экспорт и импорт, значительно выросли, если сравнивать результаты с 2012-м. Годовой объём отраслевого производства составил более 4,8 млн. тонн, что в денежном эквиваленте равняется 2,77 млн. долл. При этом 740,9 тыс. тонн на сумму более 778,9 тыс. долл. в Россию ввезли импортёры. Экспортировано было около 1,9 млн. тонн на 1,2 млн. долл. , что значительно превышает показатели импорта.
Лидером на рынке бумажной продукции в 2013 году стало ОАО «Архангельский ЦБК», повторившее прошлогодний успех. Кроме того, компания вот уже на протяжении нескольких лет обеспечивает 20-25% российского картона. АЦБК по прежнему остаётся и в списке ведущих лесохимических предприятий Европы. Среди других основных его продуктов – целлюлоза и ДВП.
С начала 2014 года на российском рынке бумажной продукции снова зафиксирован рост. Полностью восстановилось после кризисных лет и демонстрирует подъём производство газетной бумаги. В первом квартале отечественные изготовители произвели около 418 тыс. тонн этой продукции, что на 23% выше показателя аналогичного периода 2013-го.
При этом негативные тенденции отмечаются в сегментах писчей и тетрадной бумаги. Если за весь 2013 год это направление «просело» на 4%, то в первом квартале 2014-го падение усугубилось – объёмы упали на 18%. Впрочем, суммарная доля производства здесь крайне незначительна, в 2014-м она составила лишь 1,1% бумажного рынка.
Структура отрасли постепенно претерпевает изменения из-за стагнационных процессов в экономике. На изношенном оборудовании старых предприятий зачастую уже просто невозможно выпускать конкурентоспособные товары. Особенно это касается комбинатов, изготавливающих небелёную целлюлозу, газетную бумагу. Некоторые предприятия (среди них — Кондопога, Байкальский и Соломбальский ЦБК) даже вынуждены были полностью остановить работу и объявить о банкротстве.
При этом в России реализуются новые крупные инвестиционные проекты, инициированные лидерами отечественной ЦБП. В частности, в Коряжемском филиале Группы «Илим» появилась новая БДМ; на Сухонском ЦБК запущена КДМ для изготовления макулатурных тарных картонов. Кроме того, были построены современные заводы по изготовлению сангигиенической продукции. Постоянно появляются новые линии по выпуску гофроупаковки. Средний объём капиталовложений в каждый проект – 1,2-1,5 млрд. руб.
Одной из основных причин слабой привлекательности рынка бумажной продукции для инвесторов является несовершенство лесного и инвестиционного законодательства. В частности, влияет то обстоятельство, что данная отрасль требует больших капиталовложений, а необходимых гарантий вкладчики, по сути, не получают. В связи с этим как зарубежные, так и отечественные инвесторы в основном вкладывают деньги в предприятия «средней руки», стоимостью не больше 20-50 млн. долл. Машины и оборудование на многих заводах эксплуатируются не менее 40 лет и выработали свой ресурс. При этом в России выпускается крайне мало крупного оборудования для данной промышленности. Морально и технически устаревшее оснащение, в частности, старые машины и варочные котлы можно заменить только на дорогостоящие зарубежные аналоги. По понятным причинам собственники не спешат это делать.
Нельзя сказать, что бумажный рынок не вызывает интереса у стратегических инвесторов. Напротив, местные администрации активно прорабатывают с местными и иностранными компаниями возможности строительства новых или модернизации старых заводов. Инвестиционные проекты, направленные на развитие, появляются в различных регионах, однако пока их слишком мало, чтобы говорить о заметной тенденции. Производители в любом случае продолжат внедрение новейших технологий. Руководства предприятий прекрасно понимают, что без необходимых изменений рынок бумажной продукции ожидает стагнация и постепенное вымирание.
Российские товары успешно конкурируют в мире и сейчас, мало в чём уступая изделиям ведущих тамошних производителей. Но чем дольше будет затягиваться масштабное решение вышеупомянутых проблем, тем скорее будут утрачены лидирующие позиции.
Опубликовано в "Лесной Регион" №13(156)
Другие новости по теме: