ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

20 августа 2012

(Извлечения из проекта)

Сегодня леса России – это общее достояние граждан страны, её стратегический возобновляемый ресурс, эффективность использования которого определяет благосостояние государства и благополучие граждан.

За трёхсотлетнюю самобытную историю развития лесного хозяйства России накоплен богатый опыт государственного управления лесами в условиях различных форм собственности на леса при различных формах социально-экономических отношений. На протяжении многих десятилетий лесной сектор обеспечивал потребности граждан России в лесной продукции, способствовал укреплению экономики страны, повышению её престижа на мировом уровне.

 

Цели лесной политики и принципы её формирования

Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими в соответствии со своими потребностями на основе лесной политики, согласующейся с целями устойчивого развития.

Лесная политика определяет принципы и направления деятельности, принятые органами государственной власти в соответствии с социально-экономической и природоохранной политикой страны в целях формирования решений в области управления, использования и сохранения лесов в интересах общества.

Лесная политика Российской Федерации формируется на безусловном признании Конституции Российской Федерации с учётом общепризнанных принципов и норм международного права. Лесная политика признаёт право народов России на использование природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, право на благоприятную окружающую среду и на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативной правовой базы, стратегии, программ и планов по управлению лесами и обеспечивает их согласованность и направленность на достижение общих целей.

Лесная политика направлена на обеспечение устойчивого управления всеми лесами страны и выражает баланс отношений к лесам всех заинтересованных сторон. Лесная политика призвана объединять и реализовывать общественные интересы в целях достижения экономически эффективного, экологически ориентированного и социально ответственного использования лесных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений жителей России.

Основными целями лесной политики являются:

• Обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-эко-логического потенциала.

• Повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечение экологической безопасности и потребностей экономики в лесных ресурсах, сохранение имеющихся и создание новых качественных рабочих мест.

• Удовлетворение общественных потребностей нынешнего и будущих поколений граждан России в ресурсах и услугах леса.

• Достижение лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и приумножению лесов, на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции.

Государство на основе открытого диалога всех заинтересованных сторон обеспечивает единство лесной политики по отношению ко всем лесам и заинтересованным сторонам лесного сектора на всей территории Российской Федерации. Государство учитывает возможности развития и адаптации положений лесной политики к социально-экономическим и экологическим особенностям субъектов Российской Федерации в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними факторами.

 

Собственность на леса

Леса на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях водного фонда и землях запаса находятся в федеральной собственности.

С учётом важнейших социальных и средообразующих функций, выполняемых лесами, государство не допускает изъятия лесных земель из общего пользования в густонаселённых районах страны, вокруг мегаполисов, а также в лесах, имеющих особую природную и/или социальную ценность (защитные леса).

 

Управление лесами

При устойчивом управлении леса являются гарантом предотвращения неблагоприятных климатических изменений, мощнейшим возобновляемым сырьевым источником для лесного комплекса страны, объектом приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции.

Государство обеспечивает устойчивое управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Государство создаёт условия для участия граждан и общественных объединений в управлении лесами. При этом обеспечивается не только сохранение и восстановление экономического, экологического и социально-культурного потенциала лесов, но и развитие всех форм предпринимательства и обеспечивается занятость местного населения.

Управление лесами осуществляется уполномоченными органами государственной власти при участии и контроле граждан и общественных организаций. На основе диалога заинтересованных сторон создаются экономические стимулы для эффективного лесоуправления и социально ответственного лесопользования, интенсификации лесного хозяйства, сохранения и восстановления социального и экологического потенциала лесов,  сохранения биоразнообразия.

Управление лесами содействует развитию производства продукции и предоставления услуг, получаемых на основе экономически эффективного, экологически устойчивого и социально ответственного использования лесов. Государство, предприниматели и граждане, использующие леса, несут ответственность за состояние лесов страны перед живущим и будущим поколениями.

Система управления лесами строится на оптимальном разграничении полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления. Органы власти обладают необходимыми и достаточными полномочиями в области лесных отношений, которые позволяют обеспечить гарантированное соблюдение конституционных прав граждан. На основе оптимизации разграничения полномочий система управления лесами обеспечивает соблюдение лесного законодательства и выполнение лесохозяйственных работ требуемого качества на всей площади лесов с учётом их целевого назначения и выполняемых функций, а также эффективное реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций в лесах

Деятельность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений осуществляется под контролем федеральных органов. Контроль качества управления лесами осуществляется с учётом применяемых критериев и индикаторов устойчивого управления лесами.

Структура органов управления обеспечивает полноту реализации полномочий и выполнения функций с учётом природных и социально-экономических условий региона.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества (лесопарки), имеющие достаточное кадровое и материально-техническое обеспечение. На вверенной территории лесничий является представителем государства и главным должностным лицом в сфере лесоуправления. Лесничий организует охрану, защиту, воспроизводство и использование лесов, должный государственный лесной надзор и пожарный надзор, обеспечивает взаимодействие с иными органами управления, организациями и населением.

 

Использование лесов

Использование лесных ресурсов в будущем должно стремиться к сохранению и приумножению социальной и экологической значимости лесов при одновременном удовлетворении потребностей общества в лесных ресурсах.

Использование лесов осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах и других полезностях леса c учётом целевого назначения лесов. Сохраняется и совершенствуется в перспективе деление лесов России на защитные, эксплуатационные и резервные. Резервные леса рассматриваются как основной залог стабильности климата, сохранения биологического разнообразия и иных экологических функций. Они являются одновременно резервом экономических полезностей леса для будущих поколений. В эксплуатационных лесах необходимо стремиться к максимальному использованию естественного прироста древесины, поддерживая их естественный потенциал к самовоспроизводству. В защитных лесах формируются устойчивые лесные насаждения, выполняющие средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции в интересах обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду.

Использование ранее освоенных лесов осуществляется преимущественно на основе интенсивного лесного хозяйства в эксплуатационных лесах и стремится к максимально высокому уровню  получения лесной продукции с единицы лесной площади с учётом сохранения иных основных функций лесов. При этом обеспечивается сохранение биоразнообразия, а также лесных насаждений, имеющих важное социальное, культурное, историческое или религиозное значение.

Должное развитие должны получить виды использования лесов, не связанные с заготовкой древесины, многоцелевое лесопользование. Государство способствует развитию экотуризма в лесах, более широкому использованию недревесной продукции лесов. Создаются условия для сохранения и развития культуры, связанной с лесом и деревом, для восстановления и развития народных промыслов.

В государственных лесах основным видом права пользования является аренда лесных участков как форма государственно-частного партнёрства при освоении лесов. Совершенствуются законодательные условия и практические механизмы, направленные на повышение экономической эффективности аренды и ответственности арендатора за освоение лесного участка. Обеспечивается совершенствование института аренды в лесах и уменьшение предпосылок к возникновению коррупции в этой сфере. При передаче лесных участков в аренду обеспечивается должный уровень конкуренции среди претендентов.

Необходимо должным образом обеспечить права граждан на использование лесов и лесных ресурсов. При организации использования лесов наряду с ориентацией на развитие крупных лесоперерабатывающих кластеров создаются достаточные условия для развития малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства.

При осуществлении использования лесов применяются лучшие из существующих технологии и технические средства, обеспечивающие сохранение экологических функций лесов и сохранение их биологического разнообразия.  В тех регионах и лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной целесообразностью и способствует повышению интенсивности ведения лесного хозяйства, постепенно увеличивается объём древесины, заготавливаемой выборочными рубками.

Принимаются активные меры по формированию в стране достаточной сети лесных дорог. Государством поддерживаются действия заинтересованных сторон по строительству новых и расширению возможностей имеющихся  лесных дорог.

 

Экономические механизмы лесоуправления и развития лесного сектора

Государственная политика в сфере использования лесных ресурсов должна способствовать повышению экономических показателей использования лесных ресурсов и производства лесной продукции до уровня мировых стандартов. Лесной комплекс повысит свой вклад в социально-экономическое развитие регионов страны и обеспечит повышение занятости населения в лесных регионах, особенно в градообразующих и монопрофильных населённых пунктах.

Использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемых с учётом состояния лесов, экологической и социальной ценности, а также экономической и технологической доступности.

Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки нефинансовых услуг, получаемых за счёт использования лесов, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, а также услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода и иных услуг.

Необходимо стремиться к удовлетворению потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства. Необходимо добиться снижения импортозависимости внутреннего рынка лесобумажной продукции путём создания новых лесопромышленных производств. Должна быть оптимизирована структура экспорта продукции лесного комплекса, значительно уменьшен экспорт необработанного сырья.

Разрабатываются и реализуются меры государственного регулирования на рынке древесного сырья с учётом проведения антидемпинговой политики, а также государственной поддержки потребления конечной лесной продукции глубокой переработки и товаров народного потребления, в том числе посредством государственных закупок. Особое внимание будет обращено на развитие «зелёной» экономики, повышение уровня использования всей заготовленной в лесу биомассы, содействие созданию производств, обеспечивающих углублённую механическую, химическую и энергетическую её переработку.

Необходимая государственная поддержка оказывается развитию производства экологически чистых продуктов леса, внедрению технологий получения высококачественной, экологически чистой натуральной продукции, которая будет конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Государство должно предпринять меры экономического стимулирования повышения темпов технологического обновления лесопромышленного производства с высокой долей ручного труда, низкой производительностью и высокой энергоёмкостью. Это обеспечит преодоление технологического отставания значительной части лесоперерабатывающих производств от мирового уровня развития.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора государство продолжит политику поддержки инвестиционных проектов в области освоения лесов, повышения доступности кредитных ресурсов, разработки механизмов выделения государственных субвенций и субсидий субъектам Российской Федерации и инвесторам для реализации проектов, направленных на расширение внутреннего рынка потребления лесопродукции и увеличение лесоэкспортного потенциала лесного комплекса.

Более широкое применение получат механизмы государственно-частного партнёрства при освоении лесов, особенно при создании объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог) за счёт средств федерального бюджета, регионального и местного бюджетов, средств арендаторов лесных участков.

 

 

Опубликовано в "Лесной Регион" 12(117)

Другие новости

image
18 мая 2013
Лесному хозяйству не хватает финансирования
Читать >
image
29 сентября 2017
Панельные дискуссии в День работников леса
Читать >
image
20 октября 2013
Возвращение «лесной субвенции»?
Читать >
image
12 мая 2020
Лесная экономика
Читать >