ГОРЕТЬ ЛИ СИНИМ ПЛАМЕНЕМ обязательным лицензиям на право тушения лесных пожаров?
26 марта 2012
Законодательное собрание Вологодской области внесло в Госдуму законопроект, предполагающий полную отмену лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Радикальное предложение вологодских депутатов — реакция на борьбу между Рослесхозом, Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Минэкономики за порядок расходования средств, выделяемых властью после 2010 года на тушение лесных пожаров. Пока эта борьба привела лишь к абсурдно завышенным требованиям к организациям, имеющим законное право тушить лесные пожары: другого способа урегулировать проблему, кроме отмены лицензирования, в Вологде уже не видят.
Напомним, до 2001 года тушение лесных пожаров лицензирования не требовало — преимущественно этим занимались непосредственно специализированные подразделения лесных хозяйств и специализированные компании. Требование «жёсткого контроля» привело к довольно странной ситуации, при которой, как указывается в пояснительной записке к тексту вологодского законопроекта, с 1 января «ни одна организация, будь то специализированная лесопожарная или лесохозяйственная организация, заповедник или национальный парк, лесопользователь-арендатор, пожарная часть, добровольная пожарная дружина или команда и т. д., отныне не может законным образом тушить лесной пожар, не имея на это лицензии». Индивидуальные волонтёры, участвовавшие в тушении пожаров в 2010 году, повторять эти действия с 2012 года не могут, если они не учтены в специальном реестре добровольческих организаций, вписывающихся в требования нового закона 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Деятельность эта должна осуществляться строго по лицензии и в порядке, который в настоящий момент уточняется в полемике между причастными структурами — МЧС, Рослесхозом и Минэкономики.
Введение фактически нового вида лицензирования потребовало от правительства чёткого определения того, кто конкретно лицензирует лесных пожарных и на каких основаниях — после принятия в 2011 году новой версии закона «О лицензировании» постановление правительства № 957 от 21 ноября 2011 года давало право лицензирования и МЧС, и Рослесхозу (вероятно, в расчёте на то, что впоследствии различные виды лицензий будут разведены между ведомствами), — а также правил такого лицензирования.
Однако после внесения МЧС в правительство в конце 2011 года проекта постановления Белого дома, дефакто описывающего лицензионные требования, разразился скандал.
Минэкономики, давно настаивающее на демонополизации этого сектора, выпустило за подписью замминистра экономики Станислава Воскресенского весьма уничижительную оценку регулирующего воздействия на проект. В частности, ведомство потребовало отмены ряда положений проекта о необходимости специального образования, обязательного трёхлетнего стажа и даже свидетельства лётчика-наблюдателя для всех руководителей структурных подразделений компании — соискателя лицензии, требований спецподготовки и не менее чем двухлетнего стажа для 50% персонала такой компании (не исключая, в соответствии с буквой проекта постановления правительства, секретарей и бухгалтеров). Минэкономики также подвергло критике идею лишать лицензии компанию, допустившую при тушении лесного пожара его переход в категорию крупных.
Минэкономики также поддерживало отвергаемую МЧС идею отказа от лицензирования в этой сфере и замены лицензирования «противопожарными саморегулируемыми организациями».
Аргументация вологодских депутатов во многом повторяет аргументы Минэкономики, но в пояснительной записке депутатов излагаются претензии и к Рослесхозу. В частности, к проекту приказа ведомства «Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров». Введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров резко сократит количество организаций, имеющих право и возможности тушить пожары на начальной стадии, в том числе добровольческих формирований, предприятий лесного и сельского хозяйства. Тем самым будет резко ограничена возможность борьбы с лесными пожарами на ранней стадии — после их обнаружения, констатируют вологодские депутаты.
Отметим, правительство выделило в 2010-2011 годах довольно крупные средства Рослесхозу и подразделениям МЧС на техническое перевооружение подразделений, тушащих лесные пожары (МЧС получило на технику в 2011 году около 5 млрд. руб.). Очевидно, что завышенные требования к лицензированию дают преимущество структурам, аффилированным с МЧС, в борьбе за средства лесных хозяйств, которые зачастую не в состоянии получить лицензию на тушение лесных пожаров в своём хозяйстве. Впрочем, можно понять и законодательное собрание Вологодской области — одного из крупнейших лесных регионов РФ. Проблемы лицензирования в случае повторения в 2012 году лесных пожаров могут затронуть регион не только в финансово-юридическом поле.
Депутатскую инициативу вологжан комментирует руководитель департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Андрей Карпилович:
- Депутаты из Вологодской области внесли свой законопроект в самый ответственный момент.
Сейчас по всей стране идёт подготовка к пожароопасному сезону. На Северо-Западе этот сезон начи-нается в разные сроки. Северные регионы встретят его чуть позже, чем южные. А Калининградская, Новгородская, Псковская, Вологодская и Ленинградская области войдут в сезон в числе первых. Сейчас время действовать, а не разглагольствовать по этому поводу. Принятым в декабре федеральным законом предусмотрено, что ни одна специализированная организация, не получившая лицензию на пожаротушение, не имеет права заниматься этой деятельностью. И если загорится, а регион не будет подготовлен, то беды не миновать, — подчеркнул эксперт.
- Пожары 2010 года я встретил в Приволжском федеральном округе, 2011-го — в Северо-Западном. Я могу не только сравнить, но и сделать обобщения. И они таковы: очевидно, что направлять в горящий лес необученных людей без необходимой экипировки — это преступная халатность, которая может стоить человеку жизни. Я неоднократно наблюдал, как на большие пожары приезжали бригады добровольцев или сотрудники компаний — арендаторов лесов. В большинстве это были люди неподготовленные. Они не только не имели представления, как тушить пожары, не были обеспечены соответствующим снаряжением, но ещё и одеты были в шорты и майки, обуты в сандалии. Это создавало дополнительные трудности для лесных профессионалов-пожарных. Вместо того, чтобы бороться с огнём, они зачастую были вынуждены спасать добровольных помощников. А лес тем временем горит!
Пожаротушением должны заниматься профессионалы — один пожарный по эффективности заменяет 10-15 человек с ранцами-опрыскивателями. В Рослесхозе с 2011 года создана система межрегионального маневрирования, которая даёт возможность перебрасывать в наиболее горимый регион парашютистов-десантников из соседних регионов. В прошлом году это успешно использовалось в Архангельской области и Коми.
Понятно, что без помощи добровольцев не обойтись. Но не нужно изобретать велосипед. Во всём цивилизованном мире давно существует система подготовки добровольцев-пожарных. Методы пожаротушения меняются, внедряются новые технологии, используются новые материалы и технические устройства. Добровольцы должны быть в курсе всех нововведений. И самое главное —
они должны отвечать не только за тушение пожаров, но также и за свою собственную жизнь. Поэтому медицинская подготовка так-же включена в учебный процесс. Главная идея введения системы лицензирования — тушением пожаров должны заниматься подготовленные специализированные учреждения и организации, имеющие надёжную материально-техническую базу.
Количество соискателей лицензий по всей России в настоящее время приближается к 600. Среди них есть как специализированные учреждения и организации, так и лесопользователи (арендаторы) и компании, работающие на особо охраняемых природных территориях и в военных лесничествах.
Валерий ЩИПУНОВ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №05(110)