Зимняя вывозка леса

Перелистывая только что вышедший из печати популярный «Лесной телефонный справочник-2020», мысленно и кружочками отмечал предприятия, где за 30 лет работы в редакции удалось побывать в командировке. Долистал до «Шалакушалес», как ни напрягал память, нет, здесь ещё не был.

Договорился с руководством о командировке, быстро собрался, как гласит поговорка: корреспонденту собраться – только подпоясаться. Время для командировки в леспромхоз выбрал весьма «удачное», в разгаре зимняя вывозка, а за окном проливной дождь.

Собирался в ООО «Шалакушалес», а приехал в обособленное подразделение ООО ПКП «Титан» Шалакушское, в январе нового года в холдинге произошли структурные изменения. ПКП «Титан» взял на себя дополнительные обязанности, высвободив леспромхозам время для производственной деятельности и выполнения поставленных задач.

С руководителем Шалакушского подразделения Евгением Заболотних мы знакомы ещё с времён его работы на предприятии «Нива», поэтому ранним утром в Архангельске встретились как давние приятели.

Оказалось, что мы почти родственники и учились в АЛТИ (САФУ) по одной специальности – водный транспорт леса, а диплом писали по одной теме, правда, с разницей в 27 лет: «Остановка плотов в Архангельском порту», разработка К. А. Чекалкина.

Путь до посёлка Шалакуша неблизкий, около 370 км, поэтому в дороге было время обсудить мировые, региональные, а главное, леспромхозовские дела.

Как специалист-­теоретик в лесозаготовках я сразу догадался, что Евгений Александрович большую часть беседы посвятит проблемам, возникшим в связи с «африканской» зимой: все зимние дороги «пропали», вывозка буксует, возникла угроза, что заготовленная древесина останется в лесу. Но я оказался неправ!

Шалакушское не только успешно завершило 2019 год, но и с 2 января 2020-го не менее успешно возобновило работу после праздника.

По словам руководителя предприятия расчётная лесосека под 400 тыс. кбм заготовки в год, из которой часть предоставлена под приоритетный инвестпроект в области освоения лесов ЗАО «Лесозавод 25». Лесфонд расположен в Няндомском и Плесецком районах. Участки разбросаны по различным лесничествам. А отгрузка готовой продукции идёт только на ж.­д. станции Шалакуша.

При таком разбросе лесных участков основная забота нового руководителя ОП Шалакушское – строительство круглогодичных лесных дорог, поскольку надежды на морозные зимы, а значит, и на зимние дороги нет. В народе говорят: надеяться надо на лучшее, а готовиться к худшему – экстремально тёплым зимам.

Планы по строительству лесных дорог довольно масштабные, и дорожный участок не простаивает ни дня. Так, завершает строительство 30 км дороги круглогодичного действия, чтобы попасть в разные лесные участки Няндомского и Плесецкого районов и стабильно вести заготовку в новых лесных массивах в летний период ежегодным объёмом 160 тыс. кбм.

В ОП Шалакушское Евгений Заболотних человек новый. А вот для Няндомского района – нет, поскольку он уроженец этого края. На основе своего опыта работы в ЛПХ Плесецкого, Виноградовского, Пинежского районов сразу отметил, что лесозаготовители и дорожники каждый день ездили домой за десятки километров, теряя драгоценное время и расходуя топливо. Пришлось вмешаться и наладить в леспромхозе современный вахтовый метод работы.

Поскольку объёмы заготовки и вывозки леса растут, возросла нагрузка и на нижний склад – участок отгрузки готовой продукции на ж.­д. станции Шалакуша. Потребовалась реконструкция производственного участка.

Недавно завершено строительство 1,3 км ж.­д. тупика, чтобы увеличить фронт погрузки составов и избежать дополнительной перевалки леса на нижнем складе при погрузке платформ.

Ежесуточно отгружается 20 ж.­д. платформ, или 1100 кбм лесоматериалов, причём строго по заявке АЦБК и Лесозавода 25.

Поэтому на нижнем складе сейчас создан солидный запас сырья около 50 тыс. кбм, с тем чтобы погрузка шла оперативно и лесовозы оперативно разгружались, а в штабелях были необходимые для отгрузки сортименты.

Свою работу Евгений Заболотних условно делит на две составляющие: текучка – 60%, работа на перспективу – 40%. Для успешной работы необходима стратегия развития на 2-­3 года вперёд.

Также руководитель подразделения отметил, что со стороны «Титана» нет мелочного контроля за каждым решением, действием, и это даёт возможность проявлять инициативу. Созданы все условия для успешной работы.

 


Слово сотрудникам Шалакушского и не только

 

Николай Петрович Степа­нов – мастер дорожного ремонтно-­строительного участка подробно рассказал о дея­тельности своего участка, о поставленных руководством целях и задачах.

 


Александр Васильевич Радяк – начальник лесозаготовительного участка.

- На лесозаготовках у нас работает 5 комплексов, плюс дорожный участок – экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, самосвалы, всё, что нужно для ритмичной работы участка.

План в 2019 году был 250 тыс. кбм, сделали 310, на этот год ещё более амбициозные задачи – заготовить 350 тыс. кбм лесосырья.

 


Евгения Александровна Ильина – старший мастер нижнего склада.

- Задача у нас простая – быстро и чётко грузить ж.­д. платформы. Объёмы отгрузки выросли, поэтому приобрели новый перегружатель марки «Fuchs». Коллектив небольшой – 25 человек, и каждый – профессионал в своём деле.

 


Елена Валентиновна Парамонова – старший диспетчер ремонтно-транспортного цеха.

- Выпускаю на линию машины, даю задание, в какой квартал ехать, оформляю все необходимые транспортные документы. Работа для меня интересная.

 


Любовь Геннадьевна Волкова – начальник отдела кадров и юридической службы.

Узнав, с какой целью я приехал, Любовь Геннадьевна подробно рассказала об истории ЛПХ. По словам старожилов, Шалакушский леспромхоз создан в 1937 году путём разделения Няндомского ЛПХ.

Кадровая проблема тогда решалась просто – ссыльных из вагонов высаживали посреди леса и говорили: обустраивайтесь. Кто успевал построить примитивное жилище – выживал, кто не успевал – погибал. Жестокие были времена.

И тем не менее Шалакушский ЛПХ заработал. Это целая история становления предприятия, достойная книги, а не только нескольких строк в газете.

Технология была в основном такая: Шалакушский леспромхоз заготавливал древесину и поставлял молевым сплавом по реке Моша пиловочник на Шалакушский лесозавод. Позже молевой сплав был запрещён, и лесозавод захирел. А вот леспромхоз выстоял.

 


Андрей Валерьевич Зубов – глава МО «Шалакушское»

- «Шалакушалес», а сейчас Шалакушское обособленное подразделение – градообразующее предприятие. Это и рабочие места, и налоги в районный бюджет, и обеспечение дровами населения, а также помощь творческим коллективам местного Дома культуры, расчистка и ремонт дорог, мостов, всего и не перечислить.

Ещё один пример: ПКП «Титан» профинансировал разработку проекта новой школы в Шалакуше.

Где есть производство – там есть жизнь!

 


Антонина Александровна Першина – начальник планово-экономического отдела
подробно рассказала об экономических показателях и по моей просьбе подготовила справку о результатах деятельности предприятия.

Итоги за январь–февраль 2020-­го:

При плане по заготовке леса 70 тыс. кбм заготовлено 78 тыс. кбм.

При плане по вывозке леса 91 тыс. кбм вывезено 99 тыс. кбм.

При плане по отгрузке леса 60 тыс. кбм отгружено 65 тыс. кбм.

При плане по строительству дорог 8 км построено 10 км.

Так что проливной дождь – не помеха успешной работе.

 


Ольга Александровна Радяк – начальник производственно-­технического отдела
познакомила с задачами, которые нужно выполнить для обеспечения стабильной работы.

 


Наталья Николаевна Томилова – заведующая Домом культуры посёлка Шалакуша.

Сначала Наталья Николаевна провела экскурсию по краеведческому музею. Далее сообщила, что посёлок Шалакуша небольшой, проживает всего 2500 человек, народ очень певучий, есть два хора и больше десятка творческих коллективов. Имеется спортзал, футболистам, волейболистам, баскетболистам есть где зарядиться энергией. А леспромхоз чем может помогает развитию культуры и спорта в посёлке.

Перед поездкой в Шалакушу попытался выяснить, что означает слово «Шалакуша», и ни в одном из доступных мне словарей не нашёл разъяснения. Шалакуша одна на всю Россию и даже ближнее зарубежье.

Впервые Няндомский посёлок с таким названием упоминается в документах в 1600 году. Местные жители придумали легенду, мол, в этих краях на реке Моша построил шалаш разбойник по имени Куш, так и называли Шалаш Куша. А ещё у Куша была красавица жена. Сегодня эту легенду в Шалакуше развивают, чтобы привлекать туристов в сказочно красивые места.

Недавно в Шалакуше завёлся собственный «злой» блогер, клеймит позором имеющиеся недостатки, пишет жалобы в различные инстанции, в результате приезжают комиссии из Архангельска, разбираются. Некоторые кляузы порочат и имя ОП Шалакушское. Правда, продвинутые леспромхозовцы на это смотрят с юмором, понимают: наверное, в борьбе за «лайки» и подписчиков даже грязные методы хороши.

 


Пора домой!

Примечательно, что посёлок Шалакуша хоть и небольшой, здесь останавливаются все проходящие поезда, за исключением поезда Архангельск–Минск.

Местные жители пошутили надо мной, мол, твой поезд Москва–Архангельск отправляется в час ночи, стоянка всего 2 минуты, пока пассажиры выходят, половина отъезжающих обычно так и остаются на перроне.

Однако посадка прошла успешно, и я с грустью покидал гостеприимный ОП Шалакушское и посёлок Шалакуша. Проливной дождь продолжался и ночью.



Текст и фото Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Архангельск–Шалакуша–Архангельск

Февраль 2020.


Дата публикации: 10 марта 2020
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий