Международный лесной форум

В прошедшем в начале октября в Санкт-Петербурге Международном лесном форуме участвовало более 450 делегатов из 25 регионов России и 10 стран.

От Архангельской области в мероприятиях форума приняли участие министр природных ресурсов ЛПК Архангельской области Юрий Трубин и директор по развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина.

Первым мероприятием лесного форума стала панельная дискуссия «Лесной кодекс. Модернизация и инновации. Вступление в ВТО».

В ходе дискуссии прозвучало, что расчётная лесосека рассчитана совместно по хвойному и лиственному хозяйству. Однако большим спросом пользуется хвойная древесина. Цены на лиственную остаются довольно низкими и не покрывают расходов на заготовку и транспортировку.

Неполное и неэффективное использование лесных ресурсов снижает конкурентоспособность российских предприятий на внешнем рынке.

В России довольно успешно развивается сертификация лесов. Тем не менее предприятия, прошедшие сертификацию, не всегда получают конкурентные преимущества перед теми, которые ещё не прошли сертификации.

Социалистическая модель лесозаготовок, когда строились лесные посёлки и вокруг них в доступной для освоения зоне вырубался лес, затем посёлки бросали, а лесозаготовители перемещались на неосвоенные лесные территории, себя изжила. Давно пришло время переходить к неистощительному лесопользованию, эффективному ведению лесного хозяйства.

По-прежнему информация о лесе, поступающая с иностранных спутников, недоступна в России. Это касается и лесных пожаров, и качества и количества лесов.

В ходе дискуссии было высказано мнение, что по уровню лесовосстановления, в целом по ведению лесного хозяйства России отстала от Китая на 30 лет, от Швеции, Финляндии – на 60-70 лет. По-прежнему нет должного ухода за саженцами, что делает неэффективными лесопосадки. В своё время в Китае пришли к выводу, что в 50-70 годы прошлого века расчётная лесосека нещадно перерубалась. Было принято и исполняется решение ежегодно высаживать 1 млрд саженцев, ежегодно увеличивать лесные площади на 4 млн. га. Китай производит в 7 раз больше бумаги, имея в 7 раз меньше лесных ресурсов, чем Россия.

Было высказано мнение, что вступление России в ВТО при несёт положительный эффект, поскольку будут устранены барьеры, препятствующие продвижению российской лесопродукции на экспорт и продвижению современных технологий лесопереработки в Россию.

Разгорелась горячая дискуссия на тему: надо ли вводить в России частную собственность на лес? Аргументом сторонников частной собственности на лес стал тот факт, что аренда лесов не принимается банками в качестве залога по кредитам.

Противники частной собственности на лес сослались на известное высказывание Владимира Путина одному из крупных лесопромышленников: «Если вы за 49 лет аренды не сумели сделать её залогом для кредита в банке, то и частная собственность на лес вас не спасёт».

Примечательно, что все участники панельной дискуссии приняли участие в голосовании по наиболее спорным вопросам развития лесной отрасли. Большинство проголосовало против и частной собственности на лес.

На дискуссии было заявлено, что за последние 20 лет в России не построено ни одного ЦБК. Тем не менее было высказано мнение, что существует понятие ёмкость рынка; недостаточно произвести продукцию, необходимо её реализовать. А с реализацией продукции ЦБК сейчас серьёзные проблемы.

В этом году никто из высокопоставленных чиновников не порадовал Лесной форум своим присутствием. Это, впрочем, никак не отразилось на уровне форума, скорее наоборот – сделало дискуссии более демократичными, открытыми и полезными для участников.

Лесоустройство и лесные дороги

В рамках форума прошло заседание рабочей группы Координационного совета по приграничному межрегиональному сотрудничеству при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО по содействию развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса и Комитета по лесному комплексу Ассоциации «Северо-Запад».

В ходе заседания обсуждались два важнейших вопроса: «О проведении лесоустройства» и «О лесных дорогах».

Что касается лесоустройства, то было отмечено, что в 55% лесничеств СЗФО отсутствуют современные материалы лесоустройства, что осложняет ведение лесного хозяйства. На основе устаревших данных ведётся отраслевая и статистическая отчётность, на основе в том числе и устаревших данных разработаны лесные планы регионов.

В СЗФО лесопользование ведётся довольно активно, и лесо-устройство должно проводиться примерно раз в 10 лет. Однако на 20% территорий давность лесо-устройства более 15 лет. В субъектах СЗФО отсутствует процедура рассмотрения и утверждения материалов лесоустройства (за исключением Республики Карелия).

На заседании было предложено включить в законодательство положение об обязательном лесоустройстве; обеспечение проведения лесоустройства отнести к обязанностям федерального центра; предусмотреть федеральному центру выделение субвенций на проведение лесоустройства в 2012-2014 годах.

Предложено проводить лесоустройство дешифровочным методом. А вот проведение таксации должно проводиться за счёт субъектов РФ или за счёт арендаторов, что снизит расходы федерального бюджета на проведение лесоустройства.

Необходимое условие проведения лесоустроительных работ – наличие аэрофотосъёмки или космической съёмки, выполненной непосредственно перед таксацией.

О лесных дорогах

Похоже, тема эта безгранична. Как прозвучало на заседании, сеть лесных дорог в СЗФО развита слабо. В большинстве субъектов на 1000 га приходится 2 км лесных дорог, хотя по нормативам должно быть не менее 10-12 км.

Нехватка лесных дорог отражается на лесовосстановительных работах, на тушении лесных пожаров, на освоении расчётной лесосеки.

До настоящего времени не проведена инвентаризация лесных дорог. Только в Республике Карелия строится ежегодно около 60-70 км дорог круглогодового действия, арендаторы переходят на использование современной лесовозной техники, что повышает требования к качеству лесных дорог. Возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести лесовозные дороги?

Если действовать по старинке, то после освоения лесного фонда участок, отведённый под лесную дорогу, вновь должен быть передан в лесной фонд.

До сих пор нет ясности, на чьём балансе должны находиться лесные дороги – арендатора, лесничества или местных властей?

На заседании было предложено просить правительство РФ разработать долгосрочную целевую программу строительства лесных дорог, предусмотреть объёмы и источники финансирования строительства лесных дорог.

Кроме того:

- в данной программе предусмотреть расходы на эксплуатацию и содержание лесных дорог;

- предоставление преференций инвесторам, участвующим в строительстве лесных дорог;

- внести в Лесной кодекс формулировки, определяющие классификацию лесных дорог – постоянные, временные, ветки, усы;

- отработать порядок субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным на создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, мостов и пр.);

- решить вопрос с карьерами, т. е. обеспечением строителей дорог песчано-гравийной смесью.

Нет ясности, что делать с древесиной, заготовленной в ходе строительства лесных дорог. По действующему законодательству, реализацией этой древесины должно заниматься Росимущество, однако этого не происходит. Как один из вариантов – разрешить реализовывать населению древесину, заготовленную в ходе строительства лесных дорог, иначе эта древесина будет брошена и сгниёт.

На заседании регионам предлагалось 50% лесного дохода направлять на строительство лесных дорог. Именно лесные дороги будут способствовать своевременному тушению лесных пожаров, полному освоению расчётной лесосеки, эффективному использованию лесных ресурсов, что в свою очередь увеличит поступления в региональные бюджеты


Александр СЕРГЕЕВ.


Дата публикации: 24 октября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий