Segezha приняла коробочное решение

Лесопромышленная Segezha Group из-­за санкций была вынуждена продать свои мощности по производству упаковки в Европе, а также почти вдвое снизила инвестпрограмму. Вкладывать компания намерена в уже действующие активы, особенно с учётом того, что покупка новых под вопросом на фоне высоких цен.

Эксперты полагают, что 2023 год будет по-­прежнему трудным для отечественного ЛПК, но ожидают постепенного восстановления спроса, в том числе со стороны крупнейшего потребителя – Китая.

Крупнейший российский лесопромышленный холдинг Segezha Group в 2023 году намерен на 41% снизить инвестпрограмму до 6 млрд. руб., сообщил глава компании Михаил Шамолин: это почти вчетверо меньше, чем в 2021 году, и в 1,7 раза меньше, чем в 2022-м  – до полного прояснения ситуации и решения проблем с логистикой, товарами, поставками и импортозамещением оборудования.

«Сначала будем вкладывать в то, что даёт немедленный и быстрый эффект, и потом уже будем идти в более стратегические вещи», – отметил господин Шамолин.

По словам топ-­менеджера, в первую очередь речь идёт об инвестициях в сокращение себестоимости. Средства пойдут в Сегежский и Сокольский ЦБК, Онежский ЛДК, Вятский комбинат, а также на сибирские активы. На эти же активы, согласно годовой отчётности,  компания направляла основные инвестиции в прошлом году. На модернизацию Сокольского ЦБК пошло 2 млрд. руб., на расширение мощностей по производству фанеры на Вятском фанерном комбинате – 1,3 млрд. руб.

Михаил Шамолин сообщил, что компания рассматривает выходящие на рынок активы, но готова покупать их, только если цена отвечает рискам и перспективам. Глава Segezha уточнил, что сделки, которые сейчас заключаются с активами иностранных компаний, ушедших с российского рынка, фактически идут по докризисной цене, а мультипликаторы на них начинаются от 7 к EBITDA прошлого года, несмотря на требование государства о 50-­процентном дисконте к рыночной стоимости таких активов для получения согласования на сделку.

В то же время Segezha Group в феврале 2023 года продала свою иностранную структуру по производству упаковки – Segezha Packaging (объединяет семь заводов в Европе и Турции мощностью 704 млн. мешков в год). Это, связано с невозможностью обеспечивать их операционную деятельность из-за санкций. Проблемы возникли как с обеспечением мощностей сырьём, так и со сбытом готовой продукции. Он не стал называть покупателя и сумму сделки, но, как он уверяет, она прошла по рыночной цене.

По итогам 2022 года, согласно отчётности, выручка Segezha по МСФО увеличилась на 15%, до 106,8 млрд. руб., в основном благодаря консолидации активов АО НЛХК и «Интер Форест Рус».

Как уточнил Михаил Шамолин, транспортные расходы в прошлом году выросли в два раза, до 16 млрд. руб. В четвёртом квартале отрицательная динамика ускорилась: выручка упала на 20%, до 19,4 млрд. руб., чистый убыток составил 1 млрд руб. против прибыли 4,1 млрд. руб. годом ранее.

В агентстве WhatWood отмечают, что слабые результаты Segezha объясняются в том числе сокращением спроса на мировом рынке ЛПК практически по всей линейке лесопромышленной продукции.

«Мы не ожидаем резкого восстановления спроса и роста мировых цен в 2023 году, но предполагаем, что повышательный тренд должен наклёвываться в этом году», – считают там.

Эксперты поясняют, что надежды российских лесопромышленников связаны главным образом с Китаем, который, как все ожидают, должен восстановить свою экономику после нескольких лет турбулентности из-за ковидных ограничений.

В любом случае, говорят в агентстве, если спрос и цены начнут восстанавливаться, основной «головной болью» для отечественного ЛПК останутся транспорт и логистика: как найти оптимальные пути доставки продукции в тот же Китай и прочие рынки и остаться конкурентоспособным на них. Там ожидают плавного восстановления рынка в 2024 году.

В «Рослесинфорге» отмечают, что, несмотря на непростую экономическую обстановку, лесопромышленный комплекс сумел пройти минувший год гораздо лучше ожидаемого, хотя и показал спад по ряду подотраслей. Экспортные показатели этого года свидетельствуют, что главные зарубежные партнёры России – Турция, Китай и Узбекистан – наращивают поставки, указывают в «Рослесинфорге».


Ольга МОРДЮШЕНКО.


Дата публикации: 10 апреля 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(320)
Теги: Санкции, Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий