Чем грозит эмбарго на импорт древесины из России

Введённое Японией эмбарго на товары из России неблагоприятно скажется на японской экономике. Опасно прекращение импорта российской древесины, служившей основным строительным материалом. Стране грозит серьёзный «лесной шок»?

 

Негативное воздействие на жилищную строительную отрасль Японии

С 19 апреля японское правительство ввело запрет на импорт из России 38 наименований экспортных российских товаров. Среди них есть такие экзотические, как водка, но есть и очень существенные, в том числе весьма необходимые Японии виды древесины. Такое эмбарго в связи с проводимой Россией на Украине спецоперацией Япония вводит впервые.

В прошлом году стоимость импорта товаров, упомянутых в решении правительства, составила около 160 млн. долларов. В целом это составило около 1% от стоимости общего объёма японского импорта из России, который в 2021 году равнялся 15,5 млрд. долларов. В министерстве экономики, торговли и промышленности оценивают воздействие таких ограничений на японскую экономику как довольно ограниченное.

Однако есть одна отрасль, для которой влияние принятых мер может быть весьма болезненным. Речь идёт о японском жилищном строительстве, в котором российская древесина применяется очень широко. В отрасли звучат тревожные голоса, что ситуация может неблагоприятно наложиться на продолжающийся в мире дефицит древесины и породить в Японии когда-то уже испытанный ею «лесной шок». В деловых кругах есть опасение, что если украинский кризис затянется, это весьма отрицательно скажется на жилищном рынке и перспективах простых японцев.

 

«Лесной шок» продолжится и в этом году

Один из руководителей строительной фирмы Yuasa Timber (Токио, Тиёдаку), использующей импортную древесину, сетует, что и в нынешнем году дела у неё не пойдут хорошо из-­за «лесного шока».

Под «лесным шоком» специалисты и бизнесмены имеют в виду возникший в прошлом году в мире острый дефицит промышленной древесины и её резкое подорожание на мировых рынках. Причиной явилось снижение учётной ставки и большие вливания свободных денег в экономику США, породившее высокий спрос на жилищное строительство.

По данным японского Агентства лесного хозяйства, импорт древесины в Японию в прошлом году составил в стоимостном выражении около 120 млрд. долларов, из которых на долю России приходилось 5,1%. 10 лет назад эта доля равнялась 4,5%. В Агентстве признают, что «великая лесная держава» Россия постепенно завоёвывает всё большее место на японском рынке древесины.

Ввоз товаров России, запрещённых правительством с 19 апреля, касается древесной щепы, кругляка и шпона. При этом ввоз российского шпона составлял более 80% от всего объёма импорта Японией этой продукции.

Фактически эти наименования пересекаются с теми, которые Россия запретила к экспорту в «недружественные страны», в том числе и в Японию, ещё 10 марта. А что касается кругляка, то его поставки на японский рынок были запрещены Москвой вообще в январе этого года.

Так что эти «пересекающиеся» экспортно-­импортные эмбарго заработали ещё до решения японского правительства и уже ощущаются на рынке.

Российская древесина, выращенная в условиях холода, имеет узкие годовые кольца, весьма износоустойчива и достаточно легко поддаётся обработке.

Компания Yuasa импортирует из России много соснового строительного материала разного наименования, который идёт на строительство каркасов деревянных жилых домов и используется в качестве стропил для крыш. Руководство компании говорит, что по сравнению с наиболее удачными годами импорт российской строительной древесины сократился почти в десять раз.

Исполнительный директор компании сказал нам, что, по его оценкам, в Японии сейчас имеется всего 3­-месячный запас строительной древесины из России. После этого встанет вопрос о том, чем латать ту «дыру», которую создаст прекращение поступления в страну российских строительных материалов.

Некоторые строительные фирмы уже подыскивают себе новых поставщиков в Европе и Северной Америке. Однако есть риск, что Европа, сама импортирующая большое количество российской древесины, вряд ли сможет увеличить поставки в Японию.

В ожидании трудностей с закупками древесины некоторые строительные фирмы в Японии начинают осваивать использование в каркасах домов и крышах альтернативных материалов, в частности, лёгких металлов. Однако они не столь экологичны, как дерево, и не пользуются такой популярностью.

Крупная строительная компания Iida Group Holdings, которая занимается строительством и продажей семейных домов, испытала резкое падение стоимости своих акций после начала российской спецоперации на Украине.

В январе нынешнего года компания вложила около 600 млн. долларов в лесозаготовку и деревопереработку в России и создала там дочернюю фирму.

К моменту завершения её организации 13 января цена акций Iida Group Holdings достигла пика в 2813 иен, но затем пошла по нисходящей. 8 марта их стоимость составила уже только 2009 иен. Спад продолжается и сейчас.

Согласно опросу, проведённому в марте информационно-­консалтинговой фирмой Teikoku Databank среди компаний по всей стране, более половины из опрошенных 11700 фирм заявили, что в связи с украинским кризисом «ожидают серьёзного негативного влияния на свой бизнес».

Среди этих компаний, обеспокоенных своим будущим, особо выделяются те, которые работают в деревообрабатывающей отрасли и жилищном строительстве.

Это безусловно является признаком надвигающейся на Японию очередной волны «лесного шока».


Дата публикации: 23 мая 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №09(304)
Теги: Экономика, Экспорт, Деревянное домостроение




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий