За деревьями не видно евро
25 апреля 2022
Лесопромышленный комплекс ожидает падение экспортных доходов
После рекордного 2021 года в секторе ЛПК Россия, по экспертным оценкам, из-за санкций лишилась возможности поставлять в Европу лесопродукцию на 4–6 млрд. долл. в год. Запрет на поставки коснулся практически всех групп товаров, которые теперь участники рынка попытаются перенаправить в Китай.
Но там также есть риски остановки поставок и нет причин рассчитывать на высокие цены, считают аналитики. Под санкции Евросоюза в российском лесопромышленном секторе, исходя из данных 2021 года, по расчётам «Рослесинфорга», попало экспортного товара на 6 млрд. долл. Как сообщили там, на «недружественные» России страны в прошлом году пришлось 45,8% от общего объёма экспорта лесопродукции, 75% из которого было поставлено в страны Европы.
В целом поставки продукции ЛПК за рубеж в 2021 году превысили 17,5 млрд. долл. (рост на 38,7%). Ещё около 9% в поставках, которые могут остановиться из-за санкций, пришлось на Америку –также вслед за Европой подготовила, но пока не приняла новый пакет мер, куда вошла продукция ЛПК. В 2021 году российские компании экспортировали на этот рынок товаров на 1,6 млрд. долл.
Оценки потерь агентства WhatWood оказались чуть ниже. Там считают, что запрет ЕС на поставки коснулся продукции ЛПК минимум на 3,8 млрд. долл. в денежном выражении и 15,3 млн. тонн в натуральном выражении на базе показателей 2021 года. Основу зарубежных поставок составляют пиломатериалы (1,4 млрд. долл.) и фанера (0,8 млрд. долл.). При этом в агентстве отмечают, что в действительности цифры ещё выше. Крупнейшие покупатели российской лесной продукции, подпавшей под ограничения, в ЕС – Финляндия, Германия, Эстония и Нидерланды.
Запрет на импорт лесной продукции из России Евросоюз ввёл 8 апреля. Под него подпали все основные категории товаров, которые отгружались за рубеж: древесина и изделия из неё, древесный уголь, древесная масса, крафт-бумага и некоторые виды крафт-картона, а также мебель и её части. Кроме запрета импорта Евросоюз ввёл запрет на экспорт в Россию некоторой лесной продукции. В список попали некоторые виды пиломатериалов, древесных плит, фанеры, бумаги и картона.
Также сильно скажется на российском ЛПК запрет на экспорт в Россию меламиновых смол, фенольных смол, полиуретанов, которые используются для производства связующих для древесно-плитного сегмента и клеёной древесной продукции, отмечают в WhatWood. Кроме того, под запрет экспорта подпала продукция машино- и станкостроения для лесной промышленности.
В целом 2021 год стал одним из самых успешных для российского ЛПК благодаря высоким ценам и ослаблению рубля. Как следует из данных «Рослесинфорга», наибольшее увеличение валютной выручки (в два раза) отмечалось в сегменте ДСП, в пиломатериалах она выросла на 42,5%, на фанеру – на 67,3%, на целлюлозу – на 29,1%, на бумагу, картон и изделия из них — на 29,6%.
Суммарная заготовка древесины в России увеличилась на 3,7% по сравнению с предыдущим годом, производство изделий из дерева – на 7,9%, целлюлозно-бумажной продукции – на 9,2%, мебели – на 14,1%. Переработка древесины внутри страны выросла на 4,8%, достигнув 211,1 млн. кбм (93,8% от заготовки).
В WhatWood ожидают, что лесопромышленники переориентируют часть продукции на внутренний рынок или страны Азии. Но, говорят там, важнейший рынок сбыта российской продукции лесопереработки – Китай – также может впоследствии подпасть под влияние ограничительных мер, поскольку реализация продукции, произведённой из российских пиломатериалов, в страны ЕС и США может быть прекращена. В WhatWood полагают, что оперативно перенаправить весь объём подпавшей под запрет лесной продукции на китайский рынок российским экспортёрам вряд ли удастся.
Во-первых, сейчас Китай находится под жёсткими карантинными ограничениями, сектор недвижимости в стагнации, следовательно, очень слабый спрос на строительные материалы.
Во-вторых, реализовать в Китай нишевую продукцию из узкого сегмента, которая отправлялась в страны ЕС, а также в Великобританию, США, Австралию, по сопоставимым ценам без дисконта и в полном объёме точно не получится. Это касается прежде всего российской берёзовой фанеры, сухих лиственных пиломатериалов для дальнейшей обработки, пеллет. К тому же, отмечают в WhatWood, Китай – не тот рынок, который готов покупать из России лесные продукты задорого.
Ольга МОРДЮШЕНКО.
Опубликовано в "Лесной Регион" №07(302)