Зачем уничтожать молодые леса

Официально опубликован приказ Минсельхоза России, определяющий предельную стоимость работ по уничтожению одного гектара самовольно выросшего на заброшенной сельхозземле леса, расчистке и распашке этой земли с целью вовлечения в сельскохозяйственный оборот.

Предельная стоимость зависит от срока пребывания земель в залежном (то есть заброшенном) состоянии – 5-10 лет, 10-15 и более 15, и от федерального округа. Чем дольше не используется земля, тем выше предельная стоимость её вовлечения в сельхозоборот, прежде всего именно за счёт затрат на уничтожение древесной и кустарниковой растительности (например, для залежей старше 15 лет для Центрального федерального округа общая стоимость составляет 134,4 тыс. руб./га, в том числе стоимость работ по уничтожению деревьев и кустарников – 76,8 тыс. руб./га, 57% от общей). Самая высокая стоимость работ установлена для Дальневосточного федерального округа: для залежей старше 15 лет – 186,1 тыс. руб./га.

Всё это планируется делать в рамках объявленного курса на покорение новой целины – заброшенных земель сельхозназначения, и фактически на частичный возврат к экстенсивной модели развития сельского хозяйства.

Постановлением от 14 мая 2021 года № 731 Правительство РФ утвердило «Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», на которую в 2022-2031 годах предполагается потратить в общей сложности 754 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 539 млрд. рублей, и в рамках которой в сельскохозяйственный оборот предполагается вернуть около 13 млн. гектаров ныне заброшенных сельхозземель.

Напомним, что в настоящее время площадь неиспользуемых сельхозземель, пригодных для выращивания леса, составляет в России около 76 млн. гектаров, из которых около 30 млн. гектаров уже самовольно заросли лесом, и ещё около 20 находятся на разных стадиях зарастания. Оценочно, к началу тридцатых годов нынешнего века площадь заброшенных сельхозземель может достигнуть 100 млн. гектаров.

Повернуть этот процесс вспять точно не получится: выбывают из использования в основном наименее подходящие для сельскохозяйственного производства земли, чаще всего там, где их просто некому уже обрабатывать; при этом оставшихся лучших земель вполне хватает для того, чтобы обеспечивать как продовольственную безопасность страны, так и значительный экспорт.

Даже если планируемые 13 млн. гектаров заброшенных земель действительно получится расчистить благодаря новой госпрограмме – за это же время будет заброшена точно не меньшая площадь. Скорее всего, госпрограмма в реальности даже ускорит забрасывание земель – поскольку государство частично переключится с поддержки ещё живых сельхозпроизводителей на попытки оживления мёртвых.

Оптимальным вариантом использования большей части заброшенных сельхозземель было бы вовлечение их в лесоводство (но, разумеется, без жёсткого государственного принуждения – с правом собственников и хозяйственников на местах самостоятельно решать, что эффективнее выращивать на той или иной земле: сельскохозяйственные культуры или лес).

Как показывают наши оценки, вовлечение даже 50 млн. гектаров заброшенных сельхозземель в правильное лесное хозяйство позволит в среднесрочной перспективе выращивать до 300 млн. кбм древесины в год – это больше, чем её сейчас рубится и воруется во всех российских лесах, и создать до 100 тысяч постоянных рабочих мест в одном только секторе лесоводства.

Конечно, это тоже потребует некоторых первоначальных вложений, но гораздо меньших, чем возвращение самовольно заросших лесом земель в сельскохозяйственный оборот. Например, проведение в молодом спонтанно выросшем на сельхозземле березняке прочистки (затратной рубки ухода в молодняке, после которой лес уже может расти сам до первой коммерческой рубки – прореживания) может стоить около 25-30 тыс. руб./га, а расчистка и возвращение такой земли в сельхозоборот, если исходить из нового приказа Минсельхоза – до 159 тыс. руб./га даже в европейско-уральской части страны.

Разумеется, какая-то значительная доля заброшенных сельхозземель должна быть оставлена и для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, и в качестве резерва для возможного расширения сельского хозяйства в будущем. Но площади заброшенных сельхозземель настолько велики, что их с избытком хватит для всех этих целей: лесоводства, восстановления ценных экосистем и, если понадобится, расширения сельского хозяйства (хотя в современном мире в северных странах рост сельского хозяйства обеспечивается не за счёт большей площади земель, а за счёт более интенсивных технологий, современных техники, агрохимикатов, пород и сортов).

Короче говоря, государству сейчас надо не стремиться всеми силами убить самовольно выросшие на заброшенных сельхозземлях леса, и не тратить на это колоссальные бюджетные деньги – а поддерживать живые отрасли сельского хозяйства на используемых землях, а на неиспользуемых – позволить выращивать лес.

Лучше потратить сотни миллиардов бюджетных рублей на поддержку живых и эффективно работающих сельхозпроизводителей, чем на дорогое и бессмысленное уничтожение уже выросших на заброшенных сельхозземлях лесов.


Дата публикации: 20 сентября 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(290)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий