Российские пиломатериалы берут себестоимостью

Лесопромышленный холдинг Segezha Group накануне готовящегося IPO (первичного размещения акций) на Московской бирже раскрыл себестоимость производства своих пиломатериалов.

Она составила в четвёртом квартале 2020 года 110 долл. за 1 кбм, в то время как в Западной Канаде – 195 долл., на западном побережье США – 215 долл., а в Финляндии – 260 долл. Выпуск пиломатериалов – второй по величине сегмент бизнеса компании, принесший ей в 2020 году почти 28% выручки (около 19,2 млрд. руб.). Он уступает только производству бумаги и упаковки (51,7% выручки) и опережает производство фанеры и плит (11,1%).

В 2020 году Segezha Group увеличила производство пиломатериалов на 17,4%, до 1,19 млн. кбм. Продукция компании, необходимая для строительства, производства заготовок для мебели и клеёных деревянных конструкций, а также в производстве деревянной тары и упаковки, выпускается в Архангельской (Онежский ЛДК) и Вологодской (Сокольский ДОК) областях, Карелии (ЛДК «Сегежский») и Красноярском крае (Лесосибирский ЛДК № 1).

Предприятия компании в СЗФО специализируются на производстве пиломатериалов из ели и сосны, Красноярского края – из ангарской сосны, ели, пихты и сибирской лиственницы. Около 50–70% себестоимости пиломатериалов приходится на лес. Стоимость сырья у Segezha – 34 долл. за 1 кбм (для производства 1 кбм пиломатериалов требуется 2 кбм леса), в США и Канаде – 60 долл. и 65 долл., в Финляндии – 96 долл.

«В России цены на сырьё на воротах лесопильных предприятий ниже, чем в других странах, благодаря более низким затратам на сбор урожая (рубку деревьев). Это связано с тем, что российские компании, как правило, используют экстенсивную модель рубки в отличие от интенсивной в других странах (в частности, в Скандинавии).

При экстенсивной модели лесозаготовитель заходит в лес за многие десятки лет один раз, тогда как при интенсивной – 3-­5, производя каждый раз частичные заготовки. Считается, что экстенсивная модель лучше способствует естественному лесовосстановлению. Однако ответственные российские лесопользователи, которые сертифицируют своё сырьё по международным стандартам, хоть и ведут лесозаготовку по экстенсивной модели, считают своим приоритетом лесовосстановление, активно инвестируя в такие программы», – заявил руководитель дивизиона «Лесные ресурсы и деревообработка» Segezha Group Евгений Баталов. – В 2020 году на восстановление леса компания потратила 141,5 млн. руб. Мы производим полное лесовосстановление на всей территории, где велась лесозаготовка».

Стоимость российского сырья намного ниже, чем в других странах, благодаря тому что в России невысокие ставки аренды и относительно недорогая рабочая сила, замечает Баталов. Но у Segezha Group есть ещё одно важное преимущество – компания располагает свои активы или подбирает лесную арендную базу так, чтобы заготавливать лес было максимально экономически выгодно. К тому же Segezha Group использует вертикальную интеграцию с высокой долей собственного лесообеспечения. Его доля составляет более 80%.

«Ещё одна причина такой низкой себестоимости – затраты компании в основном выражены в рублях, в то время как более 70% выручки поступает в иностранной валюте, – говорит президент Segezha Group Михаил Шамолин. – В 2020 году средний курс российской валюты относительно американской снизился более чем на 13%, до 73,12 руб. за долл.».

Руководитель аналитической службы агентства Lesprom Network Филипп Чебышев резюмирует, что основная причина такой существенной разницы в себестоимости производства пиломатериалов заключается в том, что в России сырьё и конечная стоимость пиломатериалов значительно дешевле, чем на Западе. В последние годы в мире растёт спрос на пиловочник, а также растут расходы на заработную плату персонала, что может привести к росту себестоимости производства пиломатериалов.



Артём АЛЕКСЕЕВ.

Дата публикации: 11 мая 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(284)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий